Сибирские огни, 1972, № 06
Одним из путей рассмотрения может быть включение стихотворения в историче ский и историко-литературный контекст. По ставленное в связи со временем возникнове ния, идейными и литературными исканиями эпохи, оно способно полнее и лучше выявить свой художественный смысл. Читая стихотворение «Неуютная жидкая лунность...», мы обращаем внимание на дату его написания — 1925 год. Это был год рас цвета нэпа, время, когда страна стояла пе ред выбором пути и во весь рост вставали проблема индустриализации и связанный с ней «крестьянский вопрос». Тема «Неуютной жидкой лунности...» — старая тема русской литературы, она волно вала общественную мысль страны уже в первой половине XIX века, вокруг нее скре щивались клинки в спорах западников со славянофилами, позднее — марксистов с на родниками. Это проблема путей развития России. Октябрьская революция с новой си лой обнажила остроту этой темы. Впервые правящая партия страны поставила на проч ную научную основу задачу перестройки России и уже не просто на западный обра зец. Проблема индустриализации вошла составной частью в более общую, генераль ную задачу революции —построение социа лизма. Не трудно заметить, что стихотворе ние Есенина — поэтический отклик на этот волнующий вопрос времени. Сказанное поз воляет нам определить не только тему, но и жанровое своеобразие стихотворения —- это публицистическая лирика. Поэт выра жает отношение к одной из важнейших тем современности, к вопросу о путях развития русской деревни, всей России: должна ли Россия пойти путем индустриализации, или же она будет держаться старых патриар хальных крестьянских традиций? Самый выбор публицистического жанра в какой-то мере характеризует поэта, сви детельствует о его общественном темпе раменте, социально-политической , актив ности и внимании к жгучим проблемам вре мени. Чтобы лучше понять смысл стихотворе ния, его следует поставить в контекст лите ратурных споров и идейной борьбы в поэзии начала 20-х годов. Тут необходимо вспом нить о борьбе и полемике между двумя литературными группами — поэтами «Кузни цы» и так называемыми «крестьянскими» поэтами, к которым примыкал С. Есенин. В поэзии «Кузницы», с одной стороны, и «крестьянских» поэтов, с другой, была тог да разработана целая система средств эмо ционально-эстетической окраски определен ных предметов и явлений. Поэты «Кузницы» были страстными урбанистами и защитни ками индустриального начала. Город, завод, металл — железо, сталь, вообще «каменное и стальное» — не только темы поэзии «кузне цов». Это их эстетика. Все, что связано с заводом, с машиной и металлом, восхищает и приобретает в их лирике значение пре красного. Их поэзия была пропитана «метал лическим» пафосом, излюбленными эпитета ми были «железный», «стальной» «камен ный» и т. п. Я полюбил тебя, рокот железный. Стали и камня торжественный звон...—* писал о заводе Илья Садофьев. «Мы растем из железа» —так назвал свое стихотворение другой поэт «Кузницы» — Алексей Гастев. Поэтом «железа и огня» аттестовал себя Михаил Герасимов. Эстетизация заводского труда и атрибутов, связанных с ним, пропи тывает все творчество пролетарских поэтов. Деревни поэты «Кузницы» касались ред ко. В тех же случаях, когда эта тема затра гивалась, в их стихах явственно ощутим па фос наступления на косные патриархальные начала. Вот строки из стихотворения Я. Бердникова: Деревня! Не с елейным чудом, Чтоб ярче, зацвела земля, С заводским медногорлым гудом Иду я на твои поля. Угарно-дымные лачуги И прокопченные светцы В вагранках огненноупругих Я переплавлю на дворцы.,. Весь образный строй стихотворения утверждает идею победоносного наступле ния городского индустриального начала и обреченности лачужной деревни. «Крестьянские поэты» — Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин и др.— утверждали иной, прямо противоположный, круг образов, иную эстетику. В их поэзии решительно от рицалось городское, заводское начало и эстетизировалось все, что связано с искон ными патриархальными традициями русской деревни —соломенные крыши, деревянные избы, крестьянский армяк, запахи ржи и гречихи... Все, что шло от современного города, вызывало их ненависть: Задушит нас, задушит скоро нас В полях ржаных железная рука. (77. О р е ш и н ) Николай Клюев в декларативном стихо творении, посвященном поэту «Кузницы» Вл. Кириллову, утверждает свою противопо ложность пролетарским поэтам: Мы —ржаные, толоконные, Пестрядинныр, запечные, Вы —чугунные, бетонные, Электрические, млечные. Таким образом, привлечение историко-ли тературного материала помогает шире взгля нуть на стихотворение Есенина, увидеть его связь с тем, чем жила поэзия тех лет, поста вить его в контекст литературного процесса. Однако этим привлечение историко-лите ратурного материала не исчерпывается. Одним из путей изучения лирического сти хотворения может стать сопоставление его с другими произведениями того же поэта. При таком сопоставлении можно лучше рас смотреть характерные для поэта проблемы, увидеть, как развертывается какой-то очень органичный для него мотив, что прибавил он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2