Сибирские огни, 1972, № 06
ворил по поводу стихотворения А. С. Пуш кина «Я помню чудное мгновенье»: «Вот я прочитал в первый раз... Душа еще полна звуками, представлениями, восторженным и умиленным чувством красоты, тихим раз думьем... И вдруг какой-то чертенок шеп чет мне: а ну-ка попробуем произвести над сей пьесой грамматический анализ! Пред ложение первое: «Я помню чудное мгно венье...» Где подлежащее? Где сказуемое? И пошла писать... И жизненная прелесть пьесы исчезает, остаются буквы, формы и условности...»* 1. В том же духе высказывался один из са мых замечательных советских поэтов — А. Твардовский. На съезде учителей он рас сказал о громадном впечатлении от урока литературы в сельской школе, когда учитель ница, не мудрствуя лукаво, просто прочи тала «Ночь перед рождеством» Гоголя. При этом Твардовский заметил: «И вот, дорогие друзья, представьте на одну минуту, если бы вдруг после того, как «Ночь перед рождест вом» была прочитана, вдруг Ульяна Карпов на сказала: «А вот теперь, в соответствии с методразработкой, разберем это произведе ние... составим задание по нему из двенадца ти пунктов (почему-то эту цифру любят мето дисты...) и сделаем текстуальный анализ». И я думаю, что мое впечатление значительно померкло бы, и я бы с такой живейшей ра достью не пробуждал бы его в своем сознании»2. вспомним в этой связи критические стро ки А. Блока из стихотворения «Поэты» — о печальной участи ...Стать достояньем доцента И критиков новых плодить... Это ведь тоже не что иное, как страх перед анатомирующим скальпелем литерату роведа. Соглашаясь, что анализ художественного произведения и, в частности, лирического стихотворения сопряжен с неизбежными из держками и потерями, мы убеждены, что такой анализ необходим и, в конечном счете, ведет к более глубокому познанию произве дения, к выявлению таких идейных, эмоци ональных и эстетических богатств, в нем таящихся, которые остаются непознанными и неусвоенными при его непосредственном чувственном восприятии. В. И. Ленин считал верной высказанную Гегелем мысль о том, что мышление «свя занные в действительности моменты предме та рассматривает в их разделении друг от друга...3. Он признавал также неизбежность упрощений в процессе познания, утверждая, что нельзя не «прервать непрерывного, не упростить, не огрубить, не разделить, не омертвить живого»4. Важно только, чтобы, разбирая произве 1 А. И. Э р т е л ь. Письма. М., 1909, стр. 306 •А . Т в а р д о в с к и й . Статьи и заметки о ли тературе. М., «Сов. писатель», 1961, стр. 204. 1В. И. Л е н и н . Поли. ообр. соч., т. 29, стр. 232. * В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 38, стр. 255. дение, разлагая его на составные «момен ты», мы постоянно помнили, что имеем дело со специфическим явлением поэзии, что мы прикасаемся к чему-то целостному и пре красному. Необходимо как можно бережнее и точнее пользоваться анализирующим скальпелем, так, чтобы неизбежные издерж ки были доведены до минимума. Как остро умно заметил один из советских литературо ведов, нужно, совершая операцию, «следить, чтобы пациент не умер на столе» (В. Гусев). Поиски путей анализа имеют своей целью стремление понять красоту «цветка» —худо жественного произведения, не разрушая, насколько это возможно, его живой образ, сохраняя его прелесть, его форму, цвет и запах. При этом не следует строить иллюзий о возможности полного усвоения содержания и формы произведения художественной ли тературы. Современный советский литерату ровед П. Палиевский, напоминая слова Сал тыкова-Щедрина, что литература — это «сокращенная вселенная»; замечает: «Пока не будет полностью изучена большая все ленная, нельзя требовать полного освоения малой вселенной». А ведь в большой все ленной каждая малая ее подробность неис черпаема, даже количество сечений «хотя бы листа рябины —бесконечно» (Л. Леонов). В природе самого произведения искусст ва заключается его неисчерпаемость. Здесь каждая подробность — частица идеи. Разве не это имел в виду Л. Толстой, когда гово рил, что для объяснения идеи его романа пришлось бы написать новую, точно такую же книгу, и иронически поздравлял тех, кто способен объяснить роман в небольшой статье, фельетоне. Однако перейдем к рассмотрению сти хотворения «Неуютная жидкая лунность...» С. Есенина. Вот оно: Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,— Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес... Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось. Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил. Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь. Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2