Сибирские огни, 1972, № 06

Еф. БЕЛЕНЬКИЙ Об а н а л и з е о д н о го с т и х о т в о р е н и я Исполнилось шестьдесят лет критику и литературоведу Ефиму Исааковичу Бе­ ленькому. Его перу принадлежат книги «Горький и Сибирь» (1956), «Заметки об афоризмах М. Горького» (1961), «Писатели моей земли» (1967), «Повесть М. Горького «Лето» (1970), «Павел Васильев» (1971), а также многочисленные статьи и рецензии в периодических и научно-академических изданиях. Ниже публикуется статья, кото­ рая носит по преимуществу методический характер и может оказаться полезной не только для учителя литературы и студента-филолога, но и аообще для читателя, интересующегося поэзией. В советском литературоведении есть не­ мало работ, посвященных анализу одно­ го небольшого стихотворения, лирического или лиро-эпического. Еще до войны С. Д. Ба- лухатый опубликовал обширную моногра­ фию «Песня о Соколе»1. Совсем недавно по­ явилась книга М. П. Алексеева «Стихотворе­ ние Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» (Л., «Наука», 1967, стр. 272). Анализ «Же­ лезной дороги» Некрасова, выполненный К. Чуковским, может служить образцом монографического рассмотрения отдель­ ного стихотворения1 23. В этом плане определенный интерес представляют так­ же статьи Л. И. Тимофеева «Анчар», Н. Л. Степанова «...Вновь я посе­ тил...», Д. Е. Максимова «О двух стихотво­ рениях Лермонтова» и другие работьИ. Все эти монографии имеют в основном научно-исследовательский характер. Наша же статья носит по преимуществу методи­ ческий характер. Мы не делаем никаких тек­ стологических открытий, не привлекаем ар­ хивные эпистолярные материалы, черновые рукописи и варианты, ибо они практически не доступны студенту, учителю и просто чи- тателю-любителю поэзии, которым эта ста­ тья адресована. Мы пользуемся, в основном, «хрестоматийным» материалом, который так или иначе фигурировал в соответству­ ющих историко-литературных курсах. Наш анализ сопровождается теоретическими и 1 См М. Г о р ь к и й . Материалы и исследова­ ния. Т, 3. М.—Л., изд. АН СССР. 1941, стр» 161 — 274. 2 См. К- Ч у к о в с к и й . Мастерство Некрасо­ ва. М., ГИХЛ, 1952. 3 См. Русская классическая литература Раз­ боры и анализы. Соста Д. Устюжанин, М., «Прос­ вещение», 1969, методическими пояснениями, мы открываем перед читателем свою лабораторию, под­ сказываем читателю, чем руководствуемся, когда делаем то-то и то-то, почему выбира­ ем такой путь или такой прием исследова­ ния. Здесь выбрано одно стихотворение — «Неуютная жидкая лунность...» С. Есенина и дается его подробный разбор. Выбор обу­ словлен тем, что это — образцовое лириче­ ское стихотворение. Кроме того, в нем, как в фокусе, отразился сложный идейно-эсте­ тический мир большого поэта, оно явилось итогом его долгих, подчас мучительных по­ исков в решении одной из центральных про­ блем русской общественной мысли всего XIX века и начала ХХ-го. Проблема эта не снята и сейчас (вспомним попытки модерни­ зации славянофильских идей в литературе, в частности, в поэзии конца 60-х годов). «Неуютная жидкая лунность...», вместе с тем, характерна и для поэтического стиля Есенина, рассмотрение этого стихотворе­ ния позволяет выявить своеобразие его поэтики и облика его лирического героя, разумеется, насколько это возможно в пре­ делах одного стихотворения. Трудность анализа лирического стихот­ ворения заключается в том, что, как и каж­ дое подлинно художественное произведение, оно представляет собой сложное единство, в котором нерасторжимо сцеплены все его элементы. Разбор неизбежно ведет к рас­ щеплению его на части, при котором един­ ство нарушается. На этом основании выска­ зывается даже мнение, что не следует анализировать лирическое стихотворение. Ав­ тор романа «Гарденины» А, И, Эртель го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2