Сибирские огни, 1972, № 06

в частности, появление национальной дра­ матургии. Весьма острой была в журнале и статья Д. Романенко «Бурят-монгольская совет­ ская литература» (1954, № 4). Отметив успехи прозы, поэзии, драматургии, критик ставит вопрос о недостатках в развитии бу­ рятской литературы. Одну из причин этого он видит в неудовлетворительном состоянии литературной критики. Анализу состояния национальных лите­ ратур Сибири посвящена статья того же автора «Продолжение следует (О литера­ турах народностей Крайнего Севера и Даль­ него Востока»)1. Автор высоко оценивает творчество на­ найца Григория Ходжера, манси Ювана Шесталова, нивха Владимира Санги. Их произведения дают право говорить, пишет критик, о появлении литератур, которых не знала история. Важные проблемы хакасской литерату­ ры поднимаются в исследовании К. Анто­ шина и А. Кызласовой «От чатхана к ро­ ману». В этой работе раскрывается огром­ ный диапазон возможностей хакасской ли­ тературы, которая, с одной стороны, орга­ нично связана с животворной почвой устной народной поэзии, с другой —плодотворно осваивает опыт и лучшие достижения клас­ сической и современной русской, литерату­ ры. Хакасская литература, отмечают авто­ ры, за прошедшие сорок лет со дня ее за­ рождения развивалась ускоренно, что обус­ ловило и ее сильные стороны, и ее извест­ ные слабости. Дело здесь, пишут авторы, очевидно, «в определенной незаконченности, незавершенности сложного и порою проти­ воречивого процесса художественного соз­ ревания хакасской литературы». Разумеется, трудности эти — болезнь роста. Они, несом­ ненно, будут преодолены. Таков позитив­ ный вывод статьи.1 1 «Сиб, огни», 1966, № 2. Бурятская и хакасская литературы не­ редко обсуждались на страницах журнала и ранее. Можно назвать, например, такие статьи, как «И это будет (Заметки о бурят­ ской журнальной прозе)» В. Бушина (1965, •Ма 1), «Заметки о хакасской литературе» П. Каралькина (1954, № 3), Важным моментом в содержании крити­ ческого отдела «Сибирских огней» является оценка теоретических исследований различ­ ных проблем развития литератур народов Сибири, художественной «продукции» на­ циональных писателей, в том числе и серь­ езных историко-литературных, критических работ в этих направлениях. В книжном обо­ зрении такие работы представлены весьма широко. Критический отдел журнала ведет посто­ янную рубрику «Наш календарь», в кото­ рой национальным писателям Сибири было уделено немало страниц. Публикация твор­ ческих портретов —не просто дань юбилей­ ной традиции. Здесь отражается зрелость национальных литератур, их возмужание и совершенство, олицетворенное яркими, та­ лантливыми творческими индивидуально­ стями. А. Коптелов вспомнил однажды, как в свое время на торжественном заседании, по­ священном пятилетию «Сибирских огней», было сказано: «Необходим нашей литера­ туре туземец (особенно северный). Писать сибиряка-старожила вообще невозможно без туземного окружения». Прошло несколько десятилетий. И вот теперь стало очевидным, что не только не­ возможно писать сибиряка без «туземного окружения», но и всей сибирской литерату­ ре невозможно развиваться без националь­ ной тематики, без братского единства с на­ циональными мастерами поэтического сло­ ва, без национального фольклора. Журнал «Сибирские огни» за 50 лет своей жизни убедительно это подтвердил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2