Сибирские огни, 1972, № 06
Я« * * Фольклорная поэтика, как уже вскользь говорилось раньше, продолжает свою жизнь в творениях профессиональных художников слова. На фольклорной основе вырастает не только национальная поэзия, но и проза. Хотя все-таки поэзия ближе, непосредствен ней примыкает к устному поэтическому творчеству народа. Высокий гребень поэтической волны за метен в журнале уже с первых его номе ров. Правда, как и в прозе, вначале появ ляется «заявка» на тему. Мы уже называ ли стихотворение П. Драверта «Из якут ских мотивов». Можно назвать и имя A. Ольхона, цоэзия которого связана не только с сибирской тематикой вообще, но и национальной. Любопытно упомянуть как заявку на тему статью Н. Бакая «О литературных за нятиях декабристов, в Восточной Сибири», в приложении к которой приведен текст стихотворения Н. Чижова «Нуча» («Сиб. огни», 1922, № 3). Позднее в «Сибирские огни» приходят национальные поэты. С поэзией алтайцев познакомил читателей уже известный нам Павел Кучияк, который едва ли не первый и «открыл» страницы национальной поэзии в «Сибирских огнях». Во втором номере журнала за 1935 г. появилась его поэма «Арбачи» в переводе В. Непомнящих. Ти пичная для национальных -литератур тема столкновения темного прошлого и светлого настоящего была положена в основу поэмы: Пусть несется по всей вселенной — Шире моря, выше облаков — Наша слава великому Ленину, Слава партии большевиков. Эти стихи Кучияка в финале поэмы могли бы служить смысловым ключом ко всей мо лодой, становящейся на богатырские ноги поэзии народов Сибири. В 1962 г. зазвучал целый хор голосов алтайских поэтов: С. Чапты, Е. Палкина, B. Кучияка, которые появились в специаль ной поэтической «подборке», ставшей веду щей рубрикой в отделе поэзии. В 1956 г. журнал познакомил читателей с Лазарем Кокышевым, а в 1957 — с Аржаном Ада ■ ровым. Ему журнал предоставит слово и в 1964 г., когда будет напечатана «моно графическая» подборка его стихов в пере водах И. Фонякова. Характерно, что молодой поэт перекли кается с зачинателем алтайской советской литературы П. Кучияком в оценке новой жизни алтайского народа. В стихотворении «Ленин и солнце» он восклицает: Говорю, предельно откровенен: Что о совладении гадать? Знаю точно: если бы не Ленин, Мне бы тоже солнца не видать1 В стихах алтайских поэтов, однако, не исчезает тема прошлого. С большим ма стерством эта тема—в связи с проблемами современности — раскрыта в поэме Бориса Укачмна «Коновязи» (перевод И. Фоняко- ва). Лирическое в своей основе, произведе ние пронизано важными философскими раз мышлениями. Следом за алтайской поэзией в поэтиче- ский строй «Сибирских огней» вступила бу рятская поэзия, представленная в журнале поначалу известным поэтом А. Тороевым. 7 июля 1948 г. социалистическая Бурят- Монголия праздновала 25-летие своего су ществования. «Сибирские огни» откликну лись на это событие подборкой стихов бу рятских поэтов. В предшествующем году читатели журнала уже познакомились со стихами Хоца Намсараева и Цэдэна Галса- нова. Теперь, наряду с известными уже русскому читателю поэтами Жамсо Туму- новым и Дан.ри Хилтухиным, печатались стихи Цокто Номтоева и Бабасана Аби- дуева. В 1959 г. журнал (№ 11) вновь крупным планом подал читателям бурятскую поэзию в разделе «Стихи бурятских поэтов». Зна комимся с именами: Ким Ильин, Даши Дамбаев, Цырен-Дондок Хамаев, Цыден Жан-Жимбиев... Все новые и новые имена, список кото рых журнал продолжил в 1965 г.,—Алексей Бадаев, Владимир Петонов. В 1970 г. в руб рике «Из бурятской поэзии» появились сти хи Дондока Улзытуева, Владимира Намса раева, Алексея Бадаева. Древняя бурятская земля рождает замечательных лириков, умеющих передать неповторимый .нацио нальный колорит. Как и для алтайца В. Ука- чина, для каждого бурятского поэта «быть собою», значило быть сыном своего народа и сыном века. Бурятская литература —одна из разви тых литератур Сибири. Такой же является и якутская. Когда в 1955 г. в Москве вышел сбор ник «Поэзия советской Якутии», в нем чи татель мог познакомиться с семнадцатью поэтами, создателями 213 стихотворений и поэм1. В 1947 г. в «Сибирских огнях» было на печатано произведение одного из самобыт нейших якутских поэтов М. Н. Тимофеева- Терешкина «Якутские пляски на колхозном празднике —Исыахе». Поэзия этого масте ра-импровизатора развивалась в русле фольклорной традиции. Стихотворения М. Н. Тимофеева-Терешкина неоднократно печатались в журнале (1957, № 5—6). В 1957 г. поэт умер, а в 1958 г. в жур нале была опубликована статья Л. Озерова «Певец земли Якутокой», посвященная па- мтти замечательного художника слова. Л. Озеров приводит в своей статье лю бопытные строки стихотворения, адресован ные М. Н. Тимофееву-Терешкину известным врачом-окулистом академиком В. П. Фила- т<Г8ым: В стране снегов, на крае света, Где так суров природы лик, 1 См. рец.: Н. К а н а е в . Нужная кни («Очб. огни», 1956, № 4),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2