Сибирские огни, 1972, № 06

вод которых сделал Анатолий Ольхой, и имя его по праву нужно назвать в числе открывателей национальной темы в литера­ туре Сибири. Интересные материалы были представле­ ны в журнале собирателем и исследовате­ лем фольклора Александром Гуревичем. Это прежде всего якутские сказки Аполло­ на Тороава в литературной обработке А. Гу­ ревича (1940, № 6). Нет смысла перечислять все материалы, Для этого стоит обратиться к библиогра­ фическому справочнику по «Сибирским ог­ ням», который наглядно продемонстрирует фольклорные богатства на страницах сибир­ ского журнала. Необходимо только отметить одну осо­ бенность, даже, пожалуй, закономерность, которая проступает в публикации фоль­ клорных произведений. С ростом письмен- менных литератур журнальные публикации фольклора сокращаются. И не потому, что их вытесняют писатели-профессионалы (хо­ тя это нужно также учитывать), а потому, что фольклором активно стала заниматься наука. Появилось большое количество фун­ даментальных изданий фольклорных тек­ стов, теоретических исследований. Поэтому фольклор «переходит» преимущественно в раздел критики и библиографии. В крити­ ческих статьях и библиографических замет­ ках можно выделить два направления. Первое—связано с характеристикой соби­ рательской деятельности фольклористов. Второе — определяет и оценивает неразра­ ботанные или малоразработанные вопросы и проблемы. Сибирские фольклористы проделали большую работу по собиранию, переводу и изданию различных жанров устного народ­ ного творчества. Оценить эту работу — зна­ чило не только поддержать ее, но и наме­ тить перспективу дальнейшего развития. Еще в 1938 г. (№ 3—4) А. Коптелов от­ кликнулся на книгу переводов «Песни Ой- ротии» и на сборник «Сказки Алтая» (за­ писаны П. Кучияком). Позже, в 1940 г., А. Коптелов вновь обращается к изданию ойротского фольклора — ойротским народ­ ным сказкам, которые представляли значи­ тельную научную и художественную цен­ ность. Рецензент отдал здесь должное и переводчикам: Е. Березницкому, А. Смердо- ву, И. Мухачеву. В 60-е годы появились крупные сборни­ ки фольклора народов Сибири, построенные на научной основе: «Фольклор народов Си­ бири» (Улан-Удэ, 1965), «Фольклор Тункин- ской долины» (Улан-Удэ, 1966. Составители Л. Е. Элиасов, И. 3. Ярневский, Л. А. Со­ ловьева), «Байкальские предания» (Улан- Удэ, 1966. Автор Л. Е. Элиасов). «Сибирские огни» тотчас откликнулись рецензиями на эти книги. В рецензии на первый сборник Н. Каргаполов отметил бо­ гатство и содержательность материала. Си­ бирские народности «создали чудеснейшие произведения героического эпоса, велико­ лепные сказки, отразили свою историю в тысячах песен, преданий и легенд» (1967, № 1). Я. Кошелев, который дал оценку фольклора Тункинской долины,, пишет о «сказочном кладе» этого края «высокораз­ витой народной поэтической культуры» (1967, № 12). М. Воскобойников в отзыве на книгу Л. Е. Элиасова указал на 220 тек­ стов интересных изданий, опубликованных автором (1967, № 7). Нужно заметить, что раздел «Книжного обозрения» неустанно держал в поле зре­ ния издательскую практику сибирских фоль­ клористов. Второй аспект критических выступлений журнала, как мы уже сказали,—проблем­ ный. Одним из важных вопросов фолькло­ ристики был вопрос о фольклорных жан­ рах. В этой связи хочется отметить статью М. Воскобойникова «Эвенкийская народная песня» (1948, № 4). Автор отмечает, что проблема эвенкийской песни остается почти совершенно не исследованной. Существова­ ло мнение, пишет ученый, что ,у народов Севера нет песен. Анализ различных видов эвенкийской песни опровергает эту ложную точку зрения. Теоретически поддерживает статью М. Воскобойникова работа известного зна­ тока быта, культуры, искусства народов Сибири Мих. А. Сергеева «О поэзии наро­ дов Севера» (1951, № 3), в которой автор пишет, что наиболее любимым поэтическим жанром осталась песня. Поэты Широко пользуются богатством традиционного на­ родного творчества — языком, образами, от­ дельными художественными приемами. Пе­ ру М. Сергеева принадлежит и большая статья с широким захватом материала «Фольклор народов Сибири». (1952, № 2). Автор подчеркнул высокую ценность фоль­ клора народов Сибири как источника по­ знания их истории. Он отметил, что «дале­ кие от материалистического понимания за­ конов природы люди постоянно выражали в сказках мысль о мощи и превосходстве человека над всеми силами и явлениями мира». М. Сергеев обрисовал и значение новых фольклорных произведений, свя­ занных с преобразованиями в жизни на­ родов Сибири после Октябрьской рево­ люции. Пробелом в фольклористике являлось исследование творчества отдельных скази­ телей. И когда в Якутске в 1965 г. вышла книга Г. К. Боескорова «Якутский народ­ ный певец С. А. Зверев», в «Сибирских ог­ нях» была напечатана рецензия И. Бараш­ кова и Н. Петрова (1957, № 4). Рецензенты оценили книгу как заметный вклад в изуче­ ние^народного творчества, поскольку в якут­ ской литературной критике «пока еще нет значительных работ обобщающего характе­ ра, посвященных более или менее тщатель­ ному анализу произведений отдельных на­ родных певцов-оказителей». Даже из краткого обзора становится очевидной обширность и серьезность фоль­ клорных тем и проблем, которые привлека­ ют и волнуют редакцию «Сибирских огней».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2