Сибирские огни, 1972, № 06
вод которых сделал Анатолий Ольхой, и имя его по праву нужно назвать в числе открывателей национальной темы в литера туре Сибири. Интересные материалы были представле ны в журнале собирателем и исследовате лем фольклора Александром Гуревичем. Это прежде всего якутские сказки Аполло на Тороава в литературной обработке А. Гу ревича (1940, № 6). Нет смысла перечислять все материалы, Для этого стоит обратиться к библиогра фическому справочнику по «Сибирским ог ням», который наглядно продемонстрирует фольклорные богатства на страницах сибир ского журнала. Необходимо только отметить одну осо бенность, даже, пожалуй, закономерность, которая проступает в публикации фоль клорных произведений. С ростом письмен- менных литератур журнальные публикации фольклора сокращаются. И не потому, что их вытесняют писатели-профессионалы (хо тя это нужно также учитывать), а потому, что фольклором активно стала заниматься наука. Появилось большое количество фун даментальных изданий фольклорных тек стов, теоретических исследований. Поэтому фольклор «переходит» преимущественно в раздел критики и библиографии. В крити ческих статьях и библиографических замет ках можно выделить два направления. Первое—связано с характеристикой соби рательской деятельности фольклористов. Второе — определяет и оценивает неразра ботанные или малоразработанные вопросы и проблемы. Сибирские фольклористы проделали большую работу по собиранию, переводу и изданию различных жанров устного народ ного творчества. Оценить эту работу — зна чило не только поддержать ее, но и наме тить перспективу дальнейшего развития. Еще в 1938 г. (№ 3—4) А. Коптелов от кликнулся на книгу переводов «Песни Ой- ротии» и на сборник «Сказки Алтая» (за писаны П. Кучияком). Позже, в 1940 г., А. Коптелов вновь обращается к изданию ойротского фольклора — ойротским народ ным сказкам, которые представляли значи тельную научную и художественную цен ность. Рецензент отдал здесь должное и переводчикам: Е. Березницкому, А. Смердо- ву, И. Мухачеву. В 60-е годы появились крупные сборни ки фольклора народов Сибири, построенные на научной основе: «Фольклор народов Си бири» (Улан-Удэ, 1965), «Фольклор Тункин- ской долины» (Улан-Удэ, 1966. Составители Л. Е. Элиасов, И. 3. Ярневский, Л. А. Со ловьева), «Байкальские предания» (Улан- Удэ, 1966. Автор Л. Е. Элиасов). «Сибирские огни» тотчас откликнулись рецензиями на эти книги. В рецензии на первый сборник Н. Каргаполов отметил бо гатство и содержательность материала. Си бирские народности «создали чудеснейшие произведения героического эпоса, велико лепные сказки, отразили свою историю в тысячах песен, преданий и легенд» (1967, № 1). Я. Кошелев, который дал оценку фольклора Тункинской долины,, пишет о «сказочном кладе» этого края «высокораз витой народной поэтической культуры» (1967, № 12). М. Воскобойников в отзыве на книгу Л. Е. Элиасова указал на 220 тек стов интересных изданий, опубликованных автором (1967, № 7). Нужно заметить, что раздел «Книжного обозрения» неустанно держал в поле зре ния издательскую практику сибирских фоль клористов. Второй аспект критических выступлений журнала, как мы уже сказали,—проблем ный. Одним из важных вопросов фолькло ристики был вопрос о фольклорных жан рах. В этой связи хочется отметить статью М. Воскобойникова «Эвенкийская народная песня» (1948, № 4). Автор отмечает, что проблема эвенкийской песни остается почти совершенно не исследованной. Существова ло мнение, пишет ученый, что ,у народов Севера нет песен. Анализ различных видов эвенкийской песни опровергает эту ложную точку зрения. Теоретически поддерживает статью М. Воскобойникова работа известного зна тока быта, культуры, искусства народов Сибири Мих. А. Сергеева «О поэзии наро дов Севера» (1951, № 3), в которой автор пишет, что наиболее любимым поэтическим жанром осталась песня. Поэты Широко пользуются богатством традиционного на родного творчества — языком, образами, от дельными художественными приемами. Пе ру М. Сергеева принадлежит и большая статья с широким захватом материала «Фольклор народов Сибири». (1952, № 2). Автор подчеркнул высокую ценность фоль клора народов Сибири как источника по знания их истории. Он отметил, что «дале кие от материалистического понимания за конов природы люди постоянно выражали в сказках мысль о мощи и превосходстве человека над всеми силами и явлениями мира». М. Сергеев обрисовал и значение новых фольклорных произведений, свя занных с преобразованиями в жизни на родов Сибири после Октябрьской рево люции. Пробелом в фольклористике являлось исследование творчества отдельных скази телей. И когда в Якутске в 1965 г. вышла книга Г. К. Боескорова «Якутский народ ный певец С. А. Зверев», в «Сибирских ог нях» была напечатана рецензия И. Бараш кова и Н. Петрова (1957, № 4). Рецензенты оценили книгу как заметный вклад в изуче ние^народного творчества, поскольку в якут ской литературной критике «пока еще нет значительных работ обобщающего характе ра, посвященных более или менее тщатель ному анализу произведений отдельных на родных певцов-оказителей». Даже из краткого обзора становится очевидной обширность и серьезность фоль клорных тем и проблем, которые привлека ют и волнуют редакцию «Сибирских огней».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2