Сибирские огни, 1972, № 06
но,— й, подумав, добавляет: —Вообще-то это взято чуть не из жизни. В этих славах характер отражения дей ствительности современной волшебной сказ кой. Сказочник наших дней нередко макси мально нагружает бытописательством чу десное повествование, во многом прибли жая последнее к другим видам несказочнон прозы. Такое интенсивное включение в сказ ку элементов, мотивов и образов, а порой и целиком номеров несказочной прозы объ ясняется, по всей вероятности, некоторым перемещением художественно-познаватель ных акцентов в современной волшебной сказке. Ведь эстетическая структура любого жанра, помимо всего прочего, представля ет собой совокупность способов художест венного объяснения окружающего. В своем современном бытовании волшебная сказка потому, наверное, наполняется, как приня то говорить, реальными и житейскими «де талями» сегодняшнего дня, что посредством их сказочник стихийно старается воспол нить утрачиваемую познавательную функ цию. Мне представляется это своеобразной борьбой волшебной сказки за существова ние, проявляющейся, однако, не только в «деталях» или «моментах», а во всем орга низме жанра. Вот почему известная волшебная сказка о спящей царевне, сохранив традиционный сюжетный стержень, в устах Высоких пре вратилась в целую галерею картин кресть янского сибирского быта: тут и по-кресть янски добропорядочные разбойники, кото рые «строго соблюдали все старинные праздники и на разбой в праздник не езди ли»; и подготовка в их доме к встрече тро ицы— хлопоты Кати (спящей красавицы!), которая «на машинке платьев себе нашила из разного товару», настряпала «пирожков да котлеток», «истопила перед праздничком баньку, разбойники помылись, выпили пе ред ужной». В сказку «Иван-царевич и серый волк» Высоких неожиданно вводит целый бытовой эпизод. Рассказывая о том, как волк выру чал Ивана-царевича, превратившись в кр"а- савицу-невест.у, сказочник неожиданно го ворит: — Бабушка рассказывала. Она сама Ма- тюшинска была. Был у них в Матюшине мужик —Титом звали. Он трудолюбивый был. Только нос некрасивый — одне ды рочки. Стали женить его, да самого-то не весте не показали. А вместо него дедушка Иван поехал. Ну, этот дед Иван был вида ничего. Невеста и согласилась. Свадьбу отыграли. И сюда —-это 80 верст от Усть- Илги —привезли. Когда стали венчать, дед Иван отошел, а Тита подвели. Она в церк ви ревела по-коровьи: увидела — носа-то нету. Не показали ране-то его — вот как! Оне потом жили. Хорошо. Он трудолюби вый был... Вот так и Иван-царевич с волком к церкви подъехали. Сергей Васильевич много размышляет над образами волшебной сказки, у него це лая философия сказочной поэтики. Я бы назвала ее «стихийным» сказоведением, ко торое, впрочем, не лишено определенного смысла. Так, раздумывая над традиционной уродливостью бабы-яги, он говорит: — Сказка без украшения быть не мо жет: поэтому и нога жилиста, костяка или деревянна. Народ-то раньше больной был, врачей не было, да и работы у баб хвата ло. Вот много разных было: у кого нога поломана, кого на печи захлеснули. Рань ше зимой дети всегда на печи сидели, а дро ва принесут в избу, да и тоже на печь... Такое осмысление сказкой действитель ности, вероятно, и дает право сказочнику заявить, что «это взято чуть не из жизни». Однако традиция —вещь упрямая. И ес ли местами она и отступает, то в других случаях, напротив, обнаруживается во всей своей силе. Как часто, слушая сказку, ду маешь, что ничего не осталось в ней от об щепринятого канона, далеко позади оста вил сказочник сохранившуюся веками чу десную условность, и вдруг именно тогда, когда возвращение к ней кажется невоз можным,— резкий поворот, и все привне сенное неожиданно подчинилось традиции. Столкновение двух начал вызывает ощуще ние мгновенного их конфликта, производя щего существенные изменения в структуре волшебного повествования, хотя и разре шающегося часто победой традиции. Вместе с тем в записях, сделанных на Лене, как и в репертуаре того же Сергея Васильевича Высоких, есть немало приме ров, целиком выдержанных в традицион ной сказочной форме. Рассматривать их сейчас нет надобности. Важно лишь кон статировать факт сосуществования новаций и традиций не только у одних и тех же сказочников, но и в пределах одной сказки. Ленские сказки в сочетании с другими жанрами устной прозы дают сегодня любо пытный материал для выводов о процессах, протекающих в сказочном жанре в период его угасания, но жанр не становится от это го менее интересным, ибо умирание жан ра — закономерный исторический этап его жизни. Поэтическая Лена. Такой предстала она перед нами в многочисленных поездках на протяжении почти десяти лет. Своеобраз ным оазисом, бережно хранящим устно поэтическую народную традицию, живет она в изменчивом мире, соседствуя с вели чайшими стройками, новыми городами и ли ниями высоковольтных передач. И каждая встреча с ней —радость для историка, эт нографа, фольклориста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2