Сибирские огни, 1972, № 06
В селах Оболкино, Зыряново, Верхне- Марково, Матвеево, Мысово Усть-Кутского района хорошо помнят «Мысовского поска- зителя». Умер он давно, еще до революции, и фамилии его никто не знает. Да, видимо, и при жизни звали его так же: «Мысов- окий дед», «Дедушка из Мысово». — Собираются мужики на охоту и Мы совского деда кличут с собой. Его всегда с собой белковать или на соболя брали. В тайгу уходили надолго: месяца два, а то и три промышляли. И Мысовский дед всег да с ними, ему и часть добычи. Те вечера ми шкуры обдирают, а Мысовский дед сказки врет. Да так-то занятно! А сам-то неграмотный был... А то еще в этих же местах, как расска зал нам Г. И. Майков, дед Шерстобит был. Прозвали его так потому, что по дворам ходил и шерсть бил. Сказки рассказывал всегда посреди избы. Ему обязательно мно го места нужно было. Изображая зверье, становился на четвереньки. А то вдруг на людей кинется, кому и затрещину даст. Очень любили его все, а особенно, конечно, ребятишки: так гурьбой за ним и ходили от избы к избе. Эти, а также многие другие воспомина ния подтверждают мысль, высказанную М. К. Азадовским, что в сравнительно не давнем прошлом сказка на Лене была сво его рода ремеслом, оредством пропитания. — За сказки-то сколь денег можно при обрели,—говорит М. М. Болдакова,— Ране многие кормились приговорками. До сих пор здесь проводятся своеобраз ные состязания сказочников. Снаряжась летом 1971 года состязаться в сказитель- оком мастерстве, один из наших знако мых— Сергей Васильевич Высоких — при говаривал: — Я их забью. Я ведь сказку до созна ния довожу. И ничего, что они посказите- ли сами, со вниманием бы слушали!.. Сергей Васильевич—сказочник замеча тельный. Собственно, я даже не знаю, можно ли назвать его только сказочником. Он и песельник, и большой любитель ча стушек, загадок, анекдотов, прекрасный знаток народного календаря и примет, ис полнитель бесчисленного множества номе ров «Красноармейской эстрады», хороший музыкант. Сложностью и противоречивостью жиз ненной судьбы и взглядов фигура С. В. Вы соких типична для всего поэтического При- ленья с его мировоззрением, своеобразно сочетающим ощущение современности и воз зрения прошлого. Поэтому и просторная из ба Сергея Васильевича, умело срубленная самим хозяином, встретит вас одновремен но ленинским плакатом и иконой. Плакат — от трудных лет организации коммуны быв шим батраком Серегой Высоких, от парти занских походов его молодости, от собы тий на КВЖД и нелегкого солдатского труда в годы Великой Отечественной вой ны. Икона и сказки — от дедов-прадедов, от всего средиеленского «корени», о кото ром любит порассказать Сергей Васильевич. И хотя в таких рассказах о прошлом сбивчива хронология и много домысла, в них — народная историография и этногра фия, пусть не всегда совпадающая с науч ной, но бесценная содержащейся в них народной точкой зрения на факты и собы тия минувшего. Увидеть прошлое глазами сказочника очень важно еще и потому, что картины жизни, прошедшие через его вос приятие, многое смогут объяснить в психо логическом облике рассказчика и его зем ляков. В начале прошлого столетия на то ме сто, где Нептанка впадает в Лену, пришел Васька Голый и поставил здесь первый сруб. Из деревни Высоких, что под Орленгой, кликнул знакомцев. Пришли шесть мужи ков с бабами да ребятишками. Но в пер вый же год половодье перебросило при шельцев на правый берег Лены. Там и за селились —на горушке, как ласково про звали безопасное место. Оттуда и пошло Головское. ^Благодатными оказались новые места: в тайге соболь, лисица, медведь, белка, на раскорчевках первеющая пашня. Хлеба на малывали столько, что не знали дна в су секе. Пшеница такая удавалась, что кала чами улица пахла. В этом селе и живет Сергей Василье вич Высоких. Мать его тоже была сказоч ницей, умела и читать —выучилась «само уком». Грамоте, а также сказкам и «кол довству» обучила и сына. — Сергей-то Васильев — колдун,— впер вые услышали мы о нем еще в соседнем селе.—Но он хороший колдун, худа не де лает. Так охарактеризовал земляка коноша- повский сказочник дед Дмитрий и, тыча палкой в прибрежный галечный песок, до бавил: — Скот не идет за реку, бегут к Сер гею. Тот возьмет ниточку, поговорит над ей —и в речку. А за ниткой той и коро вы пойдут. Сам Сергей Васильевич своего «кол довского» уменья не скрывает, но объясня ет его реалистично: — Я по-простому окажу: это сила вну шения. К оказыванию Сергей Васильевич отно сится серьезно. — Уж соврать так соврать,— говорит он, и если забыл в сказке какой-нибудь эпизод или деталь, рассказывать не станет. Очень требователен к точности переда чи однажды услышанного и требует ее от других. — Не семь, а пять лет Бове Королеви чу было,—ворчит Сергей Васильевич на другого сказочника.— Не так он вам сказ ку рассказал. Упорно отстаивает право на «свои» сказки. — Про Елисея можно в книжке прочи тать, а то, что я рассказал, этого ни в од ной книге не найдете, чтоб так было сложе- 11 Сибирскиетзгни № 6 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2