Сибирские огни, 1972, № 06

В селах Оболкино, Зыряново, Верхне- Марково, Матвеево, Мысово Усть-Кутского района хорошо помнят «Мысовского поска- зителя». Умер он давно, еще до революции, и фамилии его никто не знает. Да, видимо, и при жизни звали его так же: «Мысов- окий дед», «Дедушка из Мысово». — Собираются мужики на охоту и Мы­ совского деда кличут с собой. Его всегда с собой белковать или на соболя брали. В тайгу уходили надолго: месяца два, а то и три промышляли. И Мысовский дед всег­ да с ними, ему и часть добычи. Те вечера­ ми шкуры обдирают, а Мысовский дед сказки врет. Да так-то занятно! А сам-то неграмотный был... А то еще в этих же местах, как расска­ зал нам Г. И. Майков, дед Шерстобит был. Прозвали его так потому, что по дворам ходил и шерсть бил. Сказки рассказывал всегда посреди избы. Ему обязательно мно­ го места нужно было. Изображая зверье, становился на четвереньки. А то вдруг на людей кинется, кому и затрещину даст. Очень любили его все, а особенно, конечно, ребятишки: так гурьбой за ним и ходили от избы к избе. Эти, а также многие другие воспомина­ ния подтверждают мысль, высказанную М. К. Азадовским, что в сравнительно не­ давнем прошлом сказка на Лене была сво­ его рода ремеслом, оредством пропитания. — За сказки-то сколь денег можно при­ обрели,—говорит М. М. Болдакова,— Ране многие кормились приговорками. До сих пор здесь проводятся своеобраз­ ные состязания сказочников. Снаряжась летом 1971 года состязаться в сказитель- оком мастерстве, один из наших знако­ мых— Сергей Васильевич Высоких — при­ говаривал: — Я их забью. Я ведь сказку до созна­ ния довожу. И ничего, что они посказите- ли сами, со вниманием бы слушали!.. Сергей Васильевич—сказочник замеча­ тельный. Собственно, я даже не знаю, можно ли назвать его только сказочником. Он и песельник, и большой любитель ча­ стушек, загадок, анекдотов, прекрасный знаток народного календаря и примет, ис­ полнитель бесчисленного множества номе­ ров «Красноармейской эстрады», хороший музыкант. Сложностью и противоречивостью жиз­ ненной судьбы и взглядов фигура С. В. Вы­ соких типична для всего поэтического При- ленья с его мировоззрением, своеобразно сочетающим ощущение современности и воз­ зрения прошлого. Поэтому и просторная из­ ба Сергея Васильевича, умело срубленная самим хозяином, встретит вас одновремен­ но ленинским плакатом и иконой. Плакат — от трудных лет организации коммуны быв­ шим батраком Серегой Высоких, от парти­ занских походов его молодости, от собы­ тий на КВЖД и нелегкого солдатского труда в годы Великой Отечественной вой­ ны. Икона и сказки — от дедов-прадедов, от всего средиеленского «корени», о кото­ ром любит порассказать Сергей Васильевич. И хотя в таких рассказах о прошлом сбивчива хронология и много домысла, в них — народная историография и этногра­ фия, пусть не всегда совпадающая с науч­ ной, но бесценная содержащейся в них народной точкой зрения на факты и собы­ тия минувшего. Увидеть прошлое глазами сказочника очень важно еще и потому, что картины жизни, прошедшие через его вос­ приятие, многое смогут объяснить в психо­ логическом облике рассказчика и его зем­ ляков. В начале прошлого столетия на то ме­ сто, где Нептанка впадает в Лену, пришел Васька Голый и поставил здесь первый сруб. Из деревни Высоких, что под Орленгой, кликнул знакомцев. Пришли шесть мужи­ ков с бабами да ребятишками. Но в пер­ вый же год половодье перебросило при­ шельцев на правый берег Лены. Там и за­ селились —на горушке, как ласково про­ звали безопасное место. Оттуда и пошло Головское. ^Благодатными оказались новые места: в тайге соболь, лисица, медведь, белка, на раскорчевках первеющая пашня. Хлеба на­ малывали столько, что не знали дна в су­ секе. Пшеница такая удавалась, что кала­ чами улица пахла. В этом селе и живет Сергей Василье­ вич Высоких. Мать его тоже была сказоч­ ницей, умела и читать —выучилась «само­ уком». Грамоте, а также сказкам и «кол­ довству» обучила и сына. — Сергей-то Васильев — колдун,— впер­ вые услышали мы о нем еще в соседнем селе.—Но он хороший колдун, худа не де­ лает. Так охарактеризовал земляка коноша- повский сказочник дед Дмитрий и, тыча палкой в прибрежный галечный песок, до­ бавил: — Скот не идет за реку, бегут к Сер­ гею. Тот возьмет ниточку, поговорит над ей —и в речку. А за ниткой той и коро­ вы пойдут. Сам Сергей Васильевич своего «кол­ довского» уменья не скрывает, но объясня­ ет его реалистично: — Я по-простому окажу: это сила вну­ шения. К оказыванию Сергей Васильевич отно­ сится серьезно. — Уж соврать так соврать,— говорит он, и если забыл в сказке какой-нибудь эпизод или деталь, рассказывать не станет. Очень требователен к точности переда­ чи однажды услышанного и требует ее от других. — Не семь, а пять лет Бове Королеви­ чу было,—ворчит Сергей Васильевич на другого сказочника.— Не так он вам сказ­ ку рассказал. Упорно отстаивает право на «свои» сказки. — Про Елисея можно в книжке прочи­ тать, а то, что я рассказал, этого ни в од­ ной книге не найдете, чтоб так было сложе- 11 Сибирскиетзгни № 6 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2