Сибирские огни, 1972, № 06
бушка, в которой живет баба-яга, имеет звероподобный вид, и так далее и тому по добное. Эти ассоциации у слушателя —на шего современника и не могут возникнуть, потому что для него «сказка — складка, ложь», ее даже не рассказывают, а «врут», «мажут». — Ты их натакай на меня,—говорит один сказочник другому о нашей экспеди ции,— я им намелю и на крупу и на муку. Была бы охота слушать. А между тем какими бы невероятными ни казались волшебные сказочные ситуации теперь, когда-то они соответствовали пер вобытным формам мышления, были» для не го понятны и даже, вероятно, по-своему логичны. Человек, не выделявший себя из природы и проектировавший свой опыт на природу, мог воздать образы предметов, понимающих людскую речь, мог создать го ворящих животных, представить возмож ность брачного сожительства с ними и во обще их существование по аналогии с чело веческим. Именно так думал старый гольд Дерсу Узала, поразивший В. К. Арсеньева первобытной девственностью своих взгля дов: «Его все равно люди... только рубашка другой,— говорил Дерсу, указывая на ка банов.—Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди». Однако как же все-таки случилось, что подобная архаика смогла удержаться па раллельно с современным уровнем цивили зации? По всей вероятности, здесь нужно иметь в виду несколько факторов. Прежде всего, речь' идет о приленских селах. Эти села, как правило старожильческие, русские, ос нованные первыми землепроходцами еще в XVII веке. Так, в 1631 году возник, напри мер, Усть-Кутский острог. И тогда же, в 1638 году, Петру Головину и Матвею Глебову —первым якутским воеводам, при казано было «высмотреть того накрепко, мочно ли на Лене реке, в которых местах пашню завесть и пашенных крестьян устро ить, чтобы на ленских служилых людей... хлеба напахать ленскими крестьянами». А уже через год Ерофей Хабаров про извел в устье Куты первые опытные посе вы и заложил солеварню. В 1663 году Ивашко Дмитриев Синюш- кин невдалеке от Усть-Кутского острога поставил первый сруб и пошло Синюшкино. а в 1652 году Ивашко Пуляев основал Пу- ляевское, в 1689 году Омолойко Гришка Савин —Омолоевское, в 1699 году Пашко Тарасов —Тарасово — и так и пошло. Потянулись в приленские земли «охочие хлебопашцы» и «вольные гулящие люди», да так и остались потомки их там до на ших дней. Сказки, песни, чудесные бывальщины, не когда принесенные «рассейскими» засельни- ками в Сибирь, не только нашли здесь бла гоприятную почву для своего бытовйния, чему особенно способствовали артельные, по преимуществу, работы людей, но и закре пились надолго. Сохранности народно-поэтической тради ции в Приленье во многом способствовала изоляция его от внешнего мира, обуслов ленная бездорожьем. Да и сейчас еще неко торые здешние села связаны между собой лишь рекою и таежными тропами. Богатству устно-поэтической традиции в Приленье дивился в свое время замечатель ный ученый М. К. Азадовский. Исследуя фольклорное состояние русского старожиль ческого населения Верхнеленского края, М. К. Азадовский писал о том, что ему уда лось «встретить великолепно сохранившую ся обрядовую поэзию, установить следы эпической традиции еще в сравнительно недавнем прошлом и, наконец, обнаружить мощные залежи сказочного богатства». Это было в 1915 году. Но и теперь, бо лее полувека спустя, я могла бы с полным основанием повторить те давние выьоды ученого. Живое бытование сказки на Лене, оче видно, следует связывать с определенной системой мировосприятия, сохранившейся здесь в силу названных уже историко-этно графических и географических особенностей и нашедшей отражение в многочисленных «страшных» рассказах и быличках. Если доведется вам спускаться вниз по Лене, на чиная хотя бы от Грузиновки, в каждом прибрежном селе можете вы наслаждаться превосходными сказками. В Грузиновке вам расскажет их Мария Марковна Бол- дакова, в Коношанове —Дмитрий Андриа нович Коношанов, в Головском —Сергей Васильевич Высоких, в Сурове —Михаил Степанович Томшин, в Дядине —Филипп Егорович Томшин, а на противоположном берегу Лены —Томшин Кирилл Фила- тович. Но дело даже не в том, что за шесть по следних лет мы познакомились с семнад цатью сказочниками, от которых записали по-настоящему хорошие сказки. На Лене с любовной бережливостью относятся к па мяти всех, кто при жизни был дружен с изустным поэтическим словом. В селах по Куленге прекрасно помнят замечатель ную сказительницу -Наталью Осиповну Ви нокурову, «открытую» в свое время М. К. Азадовским. Интересным сказителем был и ее сын Кузьма Егорович Винокуров, который все сказки вел от первого лица. Целые легенды в здешних селах существу ют о родном брате Винокуровой — «колду не» и сказочнике Большедворском. Любо пытные воспоминания односельчан удалось записать и о Мавре Даниловне Пермяковой, которая, как говорят, «сказки рассказыва ла ничуть не хуже Винокуровой». Вспоминая уже ушедших сказочников, приленпы восстанавливают в памяти черты внешнего облика, бережно приоткрывая ин дивидуальные особенности их сказитель- ского мастерства. Интересной стороной та ких воспоминаний является сохранение порою лишь прозвища, которое подчеркива ет что-то характерное, отличающее ска зочника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2