Сибирские огни, 1972, № 06
прошлого века Е. И. Луценко нашел в Ба- лыктыюле такую достопримечательность: впервые за сотню верст пути увидал на стоящую избу, правда, единственную во всем селенье. Да еще Л. П. Потапов в «Очерках по истории алтайцев» писал о том, что проживавший здесь зайсан Семен Юлуков отличался особым чванством. Со племенники, проезжая мимо его дома, долж ны были за версту снять шапку и пустить коня шагом. Но то было давно. Теперь же мне хо чется полистать свою записную книжку ты сяча девятьсот шестьдесят второго года. ЛЕД И ПЛАМЕНЬ Саана в переводе на русский —мысль. Это фамилия председателя балыктыюль- ского колхоза «Путь к коммунизму». Он мне запомнился весь в движении. Вот едет верхом — небольшой, крепко сбитый, и цвет лица свидетельствует о нерастраченных си лах. А тот, вдруг прервав заседание прав ления, предлагает всем присутствующим помочь выгружать кирпич с только что прибывшей машины и сам берется за это первым. На ходу, как бы между прочим, рассказывает, что до войны в Усть-Улагане делали отличный кирпич, а вот ныне при ходится завозить его за полтысячи кило метров из Горно-Алтайска. Об этом он го ворит на пленумах, на сессиях, и в газете «Алтайдын Чолмоны» выступал на эту те му. Пока, говорит, не помогло, но успока иваться не думает. Его заместитель, он же главный бухгал тер, Стафурский, в противоположность пред седателю, худощав и, пожалуй, даже болез нен. Я почти не видел их вдвоем. Когда председателю надо было что-то выяснить, он сам входил в бухгалтерию, обращался к Стафурскому по-алтайски. Тот не спеша переворачивал листы гроссбуха и, не гля дя на председателя, с каким-то безразлич ным видом сообщал нужные цифры. И Са ана уходил к себе, не сказав ни слова. Наблюдая со стороны, я готов был ус мотреть во всем этом что-то вроде взаимной неприязни. Говорили ведь, что Саана — че ловек крутой, и, чтобы ладить с ним, нужно умение. Я был свидетелем такой сцены. На за седании правления говорилось о нехватке па стбищ. И вот кто-то вспомнил, что в стародав ние времена коров пасли в урочище Кара- Тыт. Места — загляденье. Далеко вот толь ко: у самой границы с Тувой. Приезжий зоотехник заговорил об опас ностях и о возможных бедствиях. Саана слушал его нетерпеливо и сразу решил: — Будем перегонять! К урочищу Кара-Тыт (по русски — чер ное дерево) нет не только дорог, но и на езженных троп. Но через несколько дней Саана, довольный, рассказывал об успешном перегоне скота. Колхозные бычки как зашли в разнотравье, так и скрылись. Хороший бу дет привес! Но тут же приехавший за провизией ча бан привез плохую новость: сначала собаки жались к ногам пастухов, потом бычки за беспокоились, заревели, а к вечеру одного не досчитались. То же повторилось и на дру гой день. У чабана ружье всегда с собой, да зверя не видно. Нашлись слабодушные: «Уносить ноги с Кара-Тыта...» — Берите больше собак, ружей! — распо рядился Саана и сам отправился в урочище отваживать медведя. И отвадили. Вот он какой — Саана. А Стафурский? Как-то уж так получилось, что этот да леко не разговорчивый человек поведал мне свою родословную. Я спросил, как его закинуло в такую даль. — Не меня, а моего прадеда,—отве чал он. А прадед, видно, был из «каменщиков». В не столь отдаленные времена это слово на Алтае имело своеобразное значение. Бежать в горы, по выражению жителей Томской гу бернии, значило — «уйти в камень», а сами беглецы получили прозвище «каменщиков». Бежали каторжники из Восточной Сибирй, бежали политические ссыльные. К послед ним и принадлежал прадед Стафурского. Когда срублены были в предгорьях Ал тая первые российские крепости, казаки с удивлением обнаружили, что в окрестных горах есть уже русские селения. Часть этой вольницы, услышав о приближении казачьих отрядов, бросала обжитые места и уходила дальше в горы. Занималась там земледе лием, охотой, рыбной ловлей. Тайно торго вали мехами, тайно ездили за солыо в Ку- лунду. Богатырский рост, нож за поясом, винтовка за плечами,— таков внешний облик «каменщика», человека ловкого, смелого и по характеру независимого. Прадед Стафурского женат был на мон голке, отец —на алтайке, но все потомки считают себя русскими. Тогда же по моей просьбе Николай Ва сильевич обрисовал хозяйство. Колхоз «Путь к коммунизму» не так давно укруп нился. Правда, войти в него согласились не все соседи. Например, общее собрание кол хоза имени Кирова высказалось просто и откровенно: на трудодень у нас больше приводится, объединяться не хотим... С укрупнением, однако, доходы выросли так, что кировцы нет-нет, да и подадут голос о вступлении в «большой» колхоз. Но при нимать их уж не спешили... Животноводство в колхозе, как расска зал Стафурский, в общем-то экстенсивное; пастьба летом, тебеневка зимой. Этакое, са мообслуживание—животные сами себе до бывают корм. Отсюда дешевизна мяса и шерсти. Потом мы шли по темным кривым ули цам, вдоль которых стояли маленькие избен ки с коническими шалашами — аланчиками во дворах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2