Сибирские огни, 1972, № 06
К 50-летию Горно-Алтайской автономной области Андрей ИЛЛАРИОНОВ Иду долиной... Впервые я увидел Алтай ле.т тридцать тому назад, находясь в добрых двух тысячах километров от этого горного края. В ту военную зиму жилось нам трудно, и однаж ды мы отправились с мамой в маленькую приволжскую деревушку в надежде раздо быть там картошки. Плохо накатанная до рога, по которой пришлось протопать пеш ком несколько километров, а потом тепло русской печи сделали свое дело. Не успев и оглядеть кое-как освещенную семилиней ной лампой горницу в избе маминых знако мых, я заснул сном, каким можно спать, когда тебе десять. Открыв глаза, я увидел на стене, зали той солнцем, картину, которая показалась мне прекрасной: голубое-голубое небо, по- весеннему свежая зелень трав с разбросан ными по ним красными и желтыми цвета ми, местами прозрачная, местами пенистая речка, уходящие вдаль, в дымку горы... Под картиной стояла подпись «Алтайская до лина». Вероятно, это было всего лишь учебное пособие по географии. Но пейзаж произвел на меня неизгладимое впечатление. Я от души завидовал людям, которые изображе ны были верхом на лошадях, и думал: вот кончится война, вырасту большим и обяза тельно побываю там, в этих горах. Но лишь спустя двадцать лет исполни лась мечта моего детства. Я воочию увидел долину еще более прекрасную, чем та, что была изображена на картине. Это был распадок в урочище Арыкпай. С севера его надежно прикрыла от холод ных ветров гряда шоколадного цвета скал. С юга от суховея — грива, поросшая лист венницами. В высокой траве набрел на све жую лежку оленя. Откуда-то снизу доно сился шум чулышмапских порогов. На том берегу, вознесшись в голубизну неба, бле стела на солнце гора, надевшая за ночь снежную папаху. Да, горы ослепительно красивы. Но уже через несколько дней я понял, что сто ило ехать на Алтай не только ради этой красоты... Прошло еще десять лет, и я снова в знакомых местах. Чуйский тракт... Крепкий опрятный ста рик, сторож пионерского лагеря в Манже- роке рассказывает, что еще на его памяти это была узкая конно-транспортная дорога, во многих местах переходящая в тропу. Дорога эта и тропы были расширены и вы ровнены русскими людьми. И сейчас здесь тюки шерсти из Монголии встречаются с со ветскими станками, железобетонные пли ты — с овечьими отарами. С гор, где глав ными промыслами на памяти старожилов были сыроделие и сбор кедрового ореха, везут сегодня мебель и обувь, ткани и три котаж, мясо и древесину. А если встретится порожняя на вид машина, с трудом беру щая подъем ■—значит гружена ртутью. Еще полдня пути, и вот он, Акташ с его знаменитым ртутным рудником. В долинах осень, а здесь, наверху —зи ма. Бывалый водитель, Иван Прокопьевич, не дает задерживаться, торопится проско чить перевал, пока его совсем не замело. Приходится подчиниться. И минут через двадцать убеждаюсь, как он был прав. До рога то круто рвется вверх, то падает с та ким уклоном, что надо упираться рукой в поручень, чтобы не выдавить головой лобо вое стекло. Дорогу еще не перемело, но ома уже покрылась ледком. Об опасности напоми нает стоящий на обочине вверх колесами чудом не разбившийся ЗИЛ. Но вот под нами опять надежное сухое полотно тракта, и водитель может слегка расслабиться. — А зачем, собственно, мы едем в Ба- лыктыюль? — спрашивает он. Одним словом не ответишь. Действи тельно, что там особенного? Вот, скажем, путешественник конца
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2