Сибирские огни, 1972, № 06

К 50-летию Горно-Алтайской автономной области Андрей ИЛЛАРИОНОВ Иду долиной... Впервые я увидел Алтай ле.т тридцать тому назад, находясь в добрых двух тысячах километров от этого горного края. В ту военную зиму жилось нам трудно, и однаж­ ды мы отправились с мамой в маленькую приволжскую деревушку в надежде раздо­ быть там картошки. Плохо накатанная до­ рога, по которой пришлось протопать пеш­ ком несколько километров, а потом тепло русской печи сделали свое дело. Не успев и оглядеть кое-как освещенную семилиней­ ной лампой горницу в избе маминых знако­ мых, я заснул сном, каким можно спать, когда тебе десять. Открыв глаза, я увидел на стене, зали­ той солнцем, картину, которая показалась мне прекрасной: голубое-голубое небо, по- весеннему свежая зелень трав с разбросан­ ными по ним красными и желтыми цвета­ ми, местами прозрачная, местами пенистая речка, уходящие вдаль, в дымку горы... Под картиной стояла подпись «Алтайская до­ лина». Вероятно, это было всего лишь учебное пособие по географии. Но пейзаж произвел на меня неизгладимое впечатление. Я от души завидовал людям, которые изображе­ ны были верхом на лошадях, и думал: вот кончится война, вырасту большим и обяза­ тельно побываю там, в этих горах. Но лишь спустя двадцать лет исполни­ лась мечта моего детства. Я воочию увидел долину еще более прекрасную, чем та, что была изображена на картине. Это был распадок в урочище Арыкпай. С севера его надежно прикрыла от холод­ ных ветров гряда шоколадного цвета скал. С юга от суховея — грива, поросшая лист­ венницами. В высокой траве набрел на све­ жую лежку оленя. Откуда-то снизу доно­ сился шум чулышмапских порогов. На том берегу, вознесшись в голубизну неба, бле­ стела на солнце гора, надевшая за ночь снежную папаху. Да, горы ослепительно красивы. Но уже через несколько дней я понял, что сто­ ило ехать на Алтай не только ради этой красоты... Прошло еще десять лет, и я снова в знакомых местах. Чуйский тракт... Крепкий опрятный ста­ рик, сторож пионерского лагеря в Манже- роке рассказывает, что еще на его памяти это была узкая конно-транспортная дорога, во многих местах переходящая в тропу. Дорога эта и тропы были расширены и вы­ ровнены русскими людьми. И сейчас здесь тюки шерсти из Монголии встречаются с со­ ветскими станками, железобетонные пли­ ты — с овечьими отарами. С гор, где глав­ ными промыслами на памяти старожилов были сыроделие и сбор кедрового ореха, везут сегодня мебель и обувь, ткани и три­ котаж, мясо и древесину. А если встретится порожняя на вид машина, с трудом беру­ щая подъем ■—значит гружена ртутью. Еще полдня пути, и вот он, Акташ с его знаменитым ртутным рудником. В долинах осень, а здесь, наверху —зи­ ма. Бывалый водитель, Иван Прокопьевич, не дает задерживаться, торопится проско­ чить перевал, пока его совсем не замело. Приходится подчиниться. И минут через двадцать убеждаюсь, как он был прав. До­ рога то круто рвется вверх, то падает с та­ ким уклоном, что надо упираться рукой в поручень, чтобы не выдавить головой лобо­ вое стекло. Дорогу еще не перемело, но ома уже покрылась ледком. Об опасности напоми­ нает стоящий на обочине вверх колесами чудом не разбившийся ЗИЛ. Но вот под нами опять надежное сухое полотно тракта, и водитель может слегка расслабиться. — А зачем, собственно, мы едем в Ба- лыктыюль? — спрашивает он. Одним словом не ответишь. Действи­ тельно, что там особенного? Вот, скажем, путешественник конца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2