Сибирские огни № 05 - 1972

яйцом к себе и наотмашь Ььет по лицу. — Подлю га! Мать свою хоронишь!» Эти и подобные им сценки столь часто встречаю тся на страницах нынешней про­ зы, что иной раз задумы ваеш ься, где ты живеш ь: или в самом гуманном и спра­ ведливом общ естве второй половины XX века или же в каком-нибудь племен­ ном сою зе периода м еж ду промескулите- том и матриархатом. И это только в книгах. А о кинофиль­ мах и говорить не приходится. Пощечины, оплеухи, удары в челюсть стали на экра­ не чем-то вроде деж урной лирической пленки, без которой не обходится ни од­ на уважающая себя киноновинка. Валту­ зят друг друга герои как положительные, так и отрицательные, как носящие брюки, так и одедающие модные мини-юбки, как взрослые, так и дети. С казал слово невпо­ п а д — пощечина, сострил неудачно — в ухо, обманул — получай «наотмашь по ли­ цу», зажимаешь молодые таланты — вот тебе папкой по лысине! Словом , на все случаи жизни у «героя» нашего времени есть одно испытанное средство. То самое, которое в добрые старые времена назы­ вали «оскорбление действием». Причем это оскорбление, как правило, остается без­ наказанным: никого не привлекают, не да­ ют 15 суток, не судят товарищеским су­ дом . Даж е, наоборот, сами пострадавшие, настолько, видимо, привыкли к оплеухам, что почти и не обижаю тся. В процитиро­ ванном уже нами отрывке из рассказа од­ ного из наших именитых прозаиков сот­ рудник газеты Ефимов соверш ает не что иное, как хулиганский поступок. И что же? Уж е на следующ ей странице потерпев­ ш и й— редактор Растутин — просит секре­ тарш у найти и немедленно привести обрат­ но Ефимова. «Из него еще будет толк!» — многозначительно замечает редактор, которого только что «тюкнули» по голове. В фильме «Доживем до понедельника» очень симпатичная девочка награждает своего соклассника пощечиной (а что ей остается делать, если чуть не в каждом ф ильм е взрослые, совершеннолетние ге­ рои делаю т то же самое?), и мальчик, при­ няв это как должное, в следующ ем кадре читает ей стихи... Примеров можно и под­ бавить, но, дум ается, и так ясно, что по­ щечина, из-за которой раньше стрелялись на дуэли, в наш век явно обесценилась. Ее даж е и за оскорбление-то не принимают. Нет, что и говорить, нервный нынче по­ шел литгерой... и как тут не вспомнить из­ вестных персонажей из классики Х !Х века. В каких только сложных, драматических, порой мучительных ситуациях не оказыва­ лись, например, герои «Анны Карениной»! О днако и знаменитые оттопыренные уши А лексея Александровича Каренина, и бла­ городная лысеющая голова граф а Врон­ ского оставались в полной физической не­ прикосновенности. Не пускали в ход кула­ ки ни один из героев Тургенева, ни один из персонажей повестей и пьес Чехова, даж е горьковские босяки каж утся ангела­ ми в сравнении с иными «современными положительными». Что это? Или крепче нервы были у жителей прошлого столетия, нежели у живущих в «атомный» век? Или другие нравы, среда, воспитание? Или, мо­ жет, просто наши уваж аемы е классики зна­ ли истинную цену избитому, шаблонному приему и хорошо понимали, что рукопри­ кладство — далеко не единственный и не лучший выход из сложных ситуаций? Разу­ м еется, и их герои не были ангелочками с крылышками и тоже, случалось, давали друг д р угу пощечины. Однако происходи­ ло все это в обстоятельствах, исключи­ тельных по своей напряженности. А если уж наносил один герой другом у «оскорб­ ление действием», то оплеуха эта звучала порой громче выстрела, как, например, в знаменитой сцене из «Бесов» Достоевско­ го. И уж во всяком случае заурядным мор­ добитием от такой пощечины не пахло. Возможно, когда-нибудь какому-нибудь дотошному исследователю XXI столетия придет в голову мысль сравнить на основе литературных произведений, у кого было больше выдержки — у людей века «же­ лезного» или «атомного». И если подсчи­ тает он количество оплеух на единицу пе­ чатной продукции, сравнение, боюсь, ока­ жется не в нашу пользу. Не в нашу пользу будет и подсчет, какие писатели — X IX или XX века — чаще прибегали к трафаретным худприемам. Так что поберегите лучше нервы, уважаемые герои нашего времени! А вы, уважаемые мастера слова, построже относитесь к тем, кто распускает кулаки на страницах ваших, зачастую неплохо на­ писанных книг. Именно построже и поже­ стче. А то иной ваш «положительный» может дальше так распоясаться, что потеряет и весь свой благородный мораль­ ный облик, и уважение читателей. Где га­ рантия, скаж ем , что тот же смиренный литсотрудник Ефимов в следующий раз не тюкнет своего шефа каким-нибудь более увесистым канцелярским предметом, благо первое же его «активное» действие сразу дало желаемый результат. Могут возра­ зить, что автор этого не допустит. Кто зна­ ет? Литературе известно уже немало при­ меров, когда герои выходили из повино­ вения автору и действовали по своему усмотрению . Помните, у Пушкина: «Ть» знаешь, какую ш туку выкинула моя Тать­ яна?» То-то же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2