Сибирские огни № 05 - 1972

водишь глаза свои на далекое прекрасное. И ты уходишь туда только затем, чтобы понять оттуда силу, красоту и добро окру­ жающей тебя близкой жизни...» (М. Приш­ вин). Эта идея, несмотря на некоторую одно­ сторонность, имеет общественное значение. Сейчас село переживает противоречивый процесс: как никогда раньше, расцветает оно, но одновременно из него продолжается отток людей, особенно молодежи. В поэзии это противоречие отразилось таким интен­ сивным воспеванием деревни, какого мы не знали, может быть, со времен Есенина,— а в полемическом своем варианте оно даже переходит в противопоставление села го­ роду. Полемичность есть и в поэме Плитченко. Поэт Василий Хомутов остро чувствует бес­ полезность своей городской суетни, нивели- рованность собственной жизни, его тянет к деревенской красоте, к национальным исто­ кам. Но он — человек без корней, деревни он не понимает, воспринимает ее лишь внеш­ не. Он полюбил доярку Катерину, но и лю­ бовь его тоже поверхностна. Катерина бросила мужа, уехала с Хому­ товым в город, потому что ей тесно, она об­ наружила ту самую нехватку лирики и кра­ соты, о которой писал Крещик, ей нужна полнота духовной жизни. Но в городе она чувствует себя чужой и неприкаянной. Са­ мой «страдательной» стороной оказывается муж Катерины скотник Василий Григорьев, честный, скромный, работящий человек, но без духовных запросов, без активности ха­ рактера. Идея поэмы сложней эпиграфа. А. Плит­ ченко предпринял попытку найти какой-то синтез, какую-то основу, на которой сошлось бы лучшее, что есть в городе, с лучшим, что есть в селе. Поэма кончается призывом му­ жа к Катерине вернуться домой. Автор и сам склоняется к такому призыву, хотя и не очень решительно. Он понимает, что все равно не будет Катерине счастья со своим бездумно работящим мужем в более бедной, чем в городе, духовной атмосфере сельского быта. Проблемы поэт не решил, но уже замах­ нулся на большее и показал, что способен на это. Геннадий Федорович Карпунин, единст­ венный из молодых новосибирских поэтов — горожанин, урбанист по всему мировосприя­ тию. Природу, в которой он растворяется на краткий срок, для отдыха, он воспринимает философски, не столько конкретно, сколько глобально: На задворках галактики где-то Лай собаки да крик петуха. Ночи августа. Запахи дыма От кочующих в поле костров. Тяготенье, сближенье, взаимо­ проникание разных миров. Шаг шагну — и оденусь листвою, Шаг шагну — соловьем заг.ою. В стихотворении «Летающие блюдца» Карпунин по-своему решает распространен­ ную тему. Может быть, говорит поэт, на летающих блюдцах следят за нами, земля­ нами, как за опасными существами, потому что своими термоядерными взрывами в мил­ лионы мегатонн мы вполне могли «в ужас привести кого угодно даже за пределами Земли». Такое масштабное восприятие мира при­ водит к тому, что отдельные случаи в по­ вседневной жизни уже не кажутся поэту значительными. Карпунин любит взять дра­ матическую ситуацию— и снизить ее. Вот, например, ночью рушат церковь. Старухи злые, бледнолицые. Сгущались, каркали, галдели. Отряды конные милиции Их сдерживали еле-еле. Событие это, в общем, драматическое, со страстями, тем более, что в наше время не каждую ночь разрушают церкви. Но автор подчеркнуто утверждает, что ничего особен­ ного не случилось: «К утру рассеялись фа­ натики. Шел люд. Детей катили в ясли... И рушились кресты железные в железный ку­ зов самосвала». Еще острее такая позиция проявляется в стихотворении «Любимая, прон1ай!» Люди переживают крах любви, совершается тра* гедия. Но поэт исчерпывает дело оригиналь­ ной, изящной шуткой: Любимая, прощай! Разлука нелегка. От рук твоих, от глаз, Четырежды неладных. Уеду. Благо, что Россия велика. А если бы стряслось. Такое В Нидерландах? Г самом деле, что такое —разрушение церкви по сравнению с угрозой гибели всей планеты! Какое значение имеет одна любовь по сравнению со всеобщей слиянностью все­ го живого! Эта любопытная позиция моло­ дого поэта пока лишь намечена — и даль­ нейший путь Г. Карпунина, как и всех его сверстников, теряется в далях будущего. Таков «микромир» поэтического Новоси­ бирска, Нет ни одной важнейшей общест­ венной проблемы, которой он не отразил бы в себе. Общий голос новосибирских поэтов полифоничен, значителен и чуток к движе­ нию эпохи. В нем действительно можно найти все оттенки мысли и чувства, свойствен­ ные современной советской поэзии, выражен­ ные самостоятельно и многообразно. Поко­ ление за поколением волнами приходит в поэзию, неся собственное мировосприятие и свое решение вечных проблем. Этот извеч­ ный процесс отражается и в «микромире» новосибирского отряда поэтов. Движение по­ тока жизни отображается в нескончаемом потоке поэзии. 12 Сибирские огни 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2