Сибирские огни № 05 - 1972
водишь глаза свои на далекое прекрасное. И ты уходишь туда только затем, чтобы понять оттуда силу, красоту и добро окру жающей тебя близкой жизни...» (М. Приш вин). Эта идея, несмотря на некоторую одно сторонность, имеет общественное значение. Сейчас село переживает противоречивый процесс: как никогда раньше, расцветает оно, но одновременно из него продолжается отток людей, особенно молодежи. В поэзии это противоречие отразилось таким интен сивным воспеванием деревни, какого мы не знали, может быть, со времен Есенина,— а в полемическом своем варианте оно даже переходит в противопоставление села го роду. Полемичность есть и в поэме Плитченко. Поэт Василий Хомутов остро чувствует бес полезность своей городской суетни, нивели- рованность собственной жизни, его тянет к деревенской красоте, к национальным исто кам. Но он — человек без корней, деревни он не понимает, воспринимает ее лишь внеш не. Он полюбил доярку Катерину, но и лю бовь его тоже поверхностна. Катерина бросила мужа, уехала с Хому товым в город, потому что ей тесно, она об наружила ту самую нехватку лирики и кра соты, о которой писал Крещик, ей нужна полнота духовной жизни. Но в городе она чувствует себя чужой и неприкаянной. Са мой «страдательной» стороной оказывается муж Катерины скотник Василий Григорьев, честный, скромный, работящий человек, но без духовных запросов, без активности ха рактера. Идея поэмы сложней эпиграфа. А. Плит ченко предпринял попытку найти какой-то синтез, какую-то основу, на которой сошлось бы лучшее, что есть в городе, с лучшим, что есть в селе. Поэма кончается призывом му жа к Катерине вернуться домой. Автор и сам склоняется к такому призыву, хотя и не очень решительно. Он понимает, что все равно не будет Катерине счастья со своим бездумно работящим мужем в более бедной, чем в городе, духовной атмосфере сельского быта. Проблемы поэт не решил, но уже замах нулся на большее и показал, что способен на это. Геннадий Федорович Карпунин, единст венный из молодых новосибирских поэтов — горожанин, урбанист по всему мировосприя тию. Природу, в которой он растворяется на краткий срок, для отдыха, он воспринимает философски, не столько конкретно, сколько глобально: На задворках галактики где-то Лай собаки да крик петуха. Ночи августа. Запахи дыма От кочующих в поле костров. Тяготенье, сближенье, взаимо проникание разных миров. Шаг шагну — и оденусь листвою, Шаг шагну — соловьем заг.ою. В стихотворении «Летающие блюдца» Карпунин по-своему решает распространен ную тему. Может быть, говорит поэт, на летающих блюдцах следят за нами, земля нами, как за опасными существами, потому что своими термоядерными взрывами в мил лионы мегатонн мы вполне могли «в ужас привести кого угодно даже за пределами Земли». Такое масштабное восприятие мира при водит к тому, что отдельные случаи в по вседневной жизни уже не кажутся поэту значительными. Карпунин любит взять дра матическую ситуацию— и снизить ее. Вот, например, ночью рушат церковь. Старухи злые, бледнолицые. Сгущались, каркали, галдели. Отряды конные милиции Их сдерживали еле-еле. Событие это, в общем, драматическое, со страстями, тем более, что в наше время не каждую ночь разрушают церкви. Но автор подчеркнуто утверждает, что ничего особен ного не случилось: «К утру рассеялись фа натики. Шел люд. Детей катили в ясли... И рушились кресты железные в железный ку зов самосвала». Еще острее такая позиция проявляется в стихотворении «Любимая, прон1ай!» Люди переживают крах любви, совершается тра* гедия. Но поэт исчерпывает дело оригиналь ной, изящной шуткой: Любимая, прощай! Разлука нелегка. От рук твоих, от глаз, Четырежды неладных. Уеду. Благо, что Россия велика. А если бы стряслось. Такое В Нидерландах? Г самом деле, что такое —разрушение церкви по сравнению с угрозой гибели всей планеты! Какое значение имеет одна любовь по сравнению со всеобщей слиянностью все го живого! Эта любопытная позиция моло дого поэта пока лишь намечена — и даль нейший путь Г. Карпунина, как и всех его сверстников, теряется в далях будущего. Таков «микромир» поэтического Новоси бирска, Нет ни одной важнейшей общест венной проблемы, которой он не отразил бы в себе. Общий голос новосибирских поэтов полифоничен, значителен и чуток к движе нию эпохи. В нем действительно можно найти все оттенки мысли и чувства, свойствен ные современной советской поэзии, выражен ные самостоятельно и многообразно. Поко ление за поколением волнами приходит в поэзию, неся собственное мировосприятие и свое решение вечных проблем. Этот извеч ный процесс отражается и в «микромире» новосибирского отряда поэтов. Движение по тока жизни отображается в нескончаемом потоке поэзии. 12 Сибирские огни 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2