Сибирские огни № 05 - 1972
плат узорный до бровей». Крещик и тут следует за Блоком: Не минуть еще ограды, Где всегда и всякий раз Столбенеешь перед взглядом От плетня глядящих глаз. Для Владимира Федоровича Балачана, более младшего представителя этого поко ления, сельский уклад жизни тоже является неисчерпаемым источником душевной удов летворенности, счастья, спокойного, основа тельного труда: И в этом мировом распределении Ему досталась добрая судьба — Он сеет хлеб на пятом отделении Совхоза «Пролетарская борьба». В стихотворении «Лесник» прекрасно пе редано ощущение слитности деревенского человека с природой... Зимой прилетели к из бушке лесника тетерева, «посидели, помол чали, не сказали ни о чем». И светлее стало в доме, И приятно старику, Точно был в гостях знакомый И оставил табаку. По нежной влюбленности в деревню, по поэтичности подробностей сельской жизни В. БалаЧан очень близок М. Кубышкину. Для него тоже, в общем, уже не существует каких-то важных проблем дальнейшего ста новления деревни. Мировосприятие одного из самых старых поэтов вдруг нашло свое продолжение в поэзии одного из самых мо лодых. Подчас В. Балачан в этой своей люб ви к селу становится даже благостным и самодовольным: И мне, наверно, Стало б очень странно, Сейчас бы и поверить я не смог, Что в мире есть Неведомые страны Отчаянья, надежды и тревог. Наиболее активно из молодых работает Александр Иванович Плитченко. Он тоже предан деревне, но диапазон его гораздо ши ре, а поэтика сложней и самостоятельней, чем у Крещика или Балачана. Интонация его стихов богата и гибка. Стихотворение «Когда улетают журавли» начинается тор жественной характеристикой осени: «Дни отлетевших журавлей нисходят на поля». И тут же, очень естественно, торжествен ность переходит в задорный призыв: «Эй, населенье, веселей,—распахнута земля!» К какому же «населению» обращается поэт? «Влезай, медведь. Ныряй, зерно. Зем ля укроет вас от непогоды ледяной и от не добрых глаз»... Медведь и зерно стоят в од ном ряду, они равно нуждаются в челове ческой защите и заботе. Велеречивое начало, веселое восклица ние и .неожиданное, с юмором, сведение в одно «население» и медведя, и зерна обога щается еще одной интонацией —грустной, лирической. Вначале поэт обратился к «на селению» коренному, которое остается на зиму, теперь он говорит о покидающих род ные места: Но и простится нынче тем, Кто покидает край, Кто бьет крылом по темноте На юг, туда, где май. Пускай простят их дереза, Последняя трава, За их прощальные слова. Печальные слова. Прекрасная полифоничность интонаций в одном коротком стихотворении! А. Плитченко обладает безукоризненным взглядом художника: «Листья голенькие спят на земле на спинке»; «И медленный блин предпоследний купают в ленивой .сме тане»; «Словно добрую собаку, гладит ближ нюю траву». Фольклорное виденье, которое, например, у Лисовского или Фонякова отсутствует со всем, для Плитченко органично, как и для Созиновой, только ему свойственна еще и песенноеть стиха: . 5 * Ой, а там, где тучи черные, Гуси-лебеди на юг На крылах несут девчоночку. Непослушную мою, И не свидеться, не встретиться, И далек, Далек, далек, Колыхается и светится Этот беленький платок. Проблема поколений, которая в конце пя тидесятых годов волновала стольких по этов,—для Плитченко и его сверстников не существует. В «Диалогах на Коёне» добрая ирония прикрывает восторг перед природой, будто поэт немного стесняется своего вос торга: Как священные реликвии. Или схожие с легендами,—* Плыли облака великие Над двумя интеллигентами, Возрастная разница между этими «двумя интеллигентами» — 20 лет. Но их связывает не просто уважение младшего к старшему, а истинная близость, естественная, сама со бой сложившаяся: Володимир. Нет, не ровнею, Не дружком я мню его. Просто чую это кровное. Это древнее родство. Собственно, та же самая близость раз ных поколений ощущается невысказанно, без слов, между Кубышкиным и Балачаном. А. Плитченко написал большую поэму «Екатерина Манькова». В ней проявились лучшие черты, уже накопленные в его по эзии, но поэт обнаружил здесь еще одно свойство таланта: способность создавать характеры объемные, в развитии их взаимо отношений, в психологической сложности. Поэме предпослан эпиграф: «Не вдали, а возле себя самого, под самыми твоими ру ками вся жизнь, и только сам ты слеп, не можешь на это, как на солнце, смотреть, от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2