Сибирские огни № 05 - 1972

радость женщины, вернувшейся из экспеди­ ции в родной дом, торжество возвращения: Встречай меня в родимом государстве. Сажай с собою рядом у стола, Я побывала в тридевятом царстве, Я в изумрудном городе была. Мой сад был горизонтами горожен. А мой дворец — высоким небом крыт. На семь ветров был мой покой возложен. На сто костров — мой немудреный быт. Женщина вернулась к любимому более счастливой, более богатой душевно. Здесь есть сложность поэтического чувства и мно­ гозначность образов. В фольклорные образы облеклось зрелое, глубокое чувство и в другом стихотворении: Что с ним делать, я бы знала, С тем светилом, с той звездой. Если б вдруг оно упало На порожек мой земной. Я туманов белокрылых Для него бы не ткала. Черной тучей не укрыла б. От людей не стерегла. Не погасло бы светило — Только стань оно моим! Бодрая ритмика, уверенность в силе сво­ ей бескорыстной любви придают стихотворе­ нию радостное, оптимистическое звучание. Но исподволь пробивается сквозь мажорный тон затаенная грусть. Она и в фольклорных образах белокрылых туманов, черной тучи, и в частом повторе частички «бы», несущей предположительность, мечту, всего лишь возможность, а не действительность. Грусть вовсе не снижает мажорное чувство, а как бы придает ему объемность. Ведь однопла­ новых чувств, в общем-то, не бывает, во всяком случае — сильных. В этом стихотво­ рении, может быть, особенно ощущается внутренняя, сдержанная сила поэзии Н. Со- зиновой. Поколение Фонякова —Созиновой нахо­ дится в развитии, в поисках, но в поэзию уже активно вливаются еще более молодые силы, представленные в Новосибирске твор­ чеством В. Крещика, А. Плитченко, В. Ба- лачана и Г. Карпунина. Черты этой молоде­ жи недостаточно определились, круг их ми­ ровосприятия пока не очень широк, само­ стоятельные мотивы только лишь начинают формироваться. Старший из них, Виктор Александрович Крещик, родившийся в 1937 году, по возра­ сту ближе к Фонякову, чем к Плитченко, но он сравнительно поздно пришел в поэзию, только в середине шестидесятых годов, и ранние этапы в развитии своего поколения отразить не успел. У него так же, как у Фо­ някова, сильно стремление сформулировать, определить черты своих сверстников: Наш век чемоданный не ради бравады — Нам спешно, нам срочно, нам экстренно надо Добраться, дойти, доползти, доискаться, А там уж на месте во всем разобраться. Он тоже еще помнит военное детство, «бедность колхозного крова военных запла­ канных дней», но воспоминания его совсем.' смутны, а потому скорей декларативны, чем- эмоционально-образны: Спина моя хрустела, ныла — Мне с детства жизнь понять дала: Деревня не бывала тылом, А фронтом —завсегда была. В. Крещик и сейчас всеми корнями в де­ ревне, его оттуда не увозят «медленные ло­ шади», как Созинову. Процессы развития на­ шего общества он видит на примере сель­ ской действительности. И сейчас, когда оста­ лись позади трудные годы, когда на село- пришла устойчивая обеспеченная жизнь, поэт с беспокойством увидел новую про­ блему: Но вот теперь, когда заплатки Давно не лепим на порты, Вдруг обнаружилась нехватка И лирики, и красоты. У новосибирских поэтов никогда прежде - не была в почете так называемая «деревен­ ская» тема. Разве только М. Кубышкин, и то уже после войны, наиболее основательно поднял ее. А Решетникову и Перевалову за этой темой пришлось ехать аж к родным вятичам. Дело в том, что «чалдонская» де­ ревня 20-х годов, с ее закоснелым бытом, вызывала скорее ненависть поэтов,' чем ли­ рические чувства. Проклятие этой деревне можно встретить хотя бы в ранних стихах Леонида Мартынова. В годы коллективиза­ ции все старое было перевернуто, разлома­ но, а новое еще не сложилось, и эти процес­ сы нашли свое отражение в поэзии Ильи Мухачева. Поэзия улавливала процесс, лом­ ку, но не стабилизированный, устоявшийся облик явления, отсутствовавший тогда. А по­ том началась война, во время которой си­ бирская деревня все отдавала фронту И‘ стране, сама голодая и нищенствуя. Лишь в последние пятилетия, когда ста­ ли прошлым катаклизмы истории, может быть, впервые поэзия обнаружила, что в Сибири сложилась никакая не экзотически кондовая, а самая исконная русская дерев­ ня, такая же, как на Рязанщине или Вятчи­ не,—поэтичная, основательная, коренная.. Наиболее четко и с любовью это обнару­ жило самое молодое поэтическое поколение. В. Крещик еще не разработал своей по­ этики, поэтому он, воспевая такую деревню, подчас идет от классических интонаций, от Есенина: «То, конечно, про меня пропищат, друг другу внемля, райских пташек голо­ са:—Он ушел корнями в землю, отвергая' небеса». Или воспроизводит блоковскую ин­ тонацию: Потому что, в самом деле, Не минуть, с тобой идя, Ни моторов, ни метелей. Ни российского дождя. ОбоС пенный образ России — «не пропа­ дешь, не сгинешь ты» — Блок персонифици­ рует в образе женщины, заканчивая стихо­ творение конкретной подробностью: «Да'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2