Сибирские огни № 05 - 1972

И Гавана, как Гренада, По-испански говорит. Буду помнить, Куба, Куба, Долгой памятью любви Эти пушкинские губы — Негритянские твои. Тот самый советский гражданин, кото­ рый всем в мире видится на фоне красных стен Кремля, должен быть активным сыном Родины и века,—утверждает поэт: «От каждого в жизни зависит не так уж и мно­ го, но, может быть, больше, чем кажется нам иногда». Как Советская страна слита со своим веком, развивается вместе с ним и мощно катализирует его развитие, так и каждый советский человек неразрывно слит с ней: Не говорю, что ярче ’Других — твои цветы, ' Что всех нежнее в мире Твоих полян трава. Но лишь тогда здоров я, Когда здорова ты, И перед целым миром Прав, если ты права. Он действительно стремится «точно ус­ лышать» свою Родину — и слышит ее. И. Фоняков — поэт развивающийся, как и все поэты его поколения, поэтому разговор о каждом из них приходится обрывать без особых резюме. Их поэзия, говоря языком кибернетиков,— открытая система... Им да­ леко до замкнутой завершенности. К этому же поколению принадлежит Ни­ нель Ильинична Созинова. Она пришла в поэзию в середине пятидесятых годов с те­ мой, близкой ранним стихам Смердова: она тоже много ездила по Сибири, ее герои — геологи, топографы, изыскатели. Но эту «смердовскую» тему она, условно говоря, воплотила «по-стюартовски». Для нее важен не столько пафос открытий, сколько само­ углубленное соотнесение бивуачного быта с нормальным городским житьем, для нее экспедиции — это освежение души и взгляда, заряд бодрости. Еще в стихотворении 1956 года «Хоро­ шо», которое подкупает нешаблонным ду­ шевным движением, Созинова писала: От гудков машин я стала вздрагивать, Непривычны в комнате ковры. Хорошо! Палатку не натягивать, И не надо разводить костры. Только если б за спиной не длинные, Трудные топрграфа пути, Мне сегодня бы такой счастливою В этот мир уюта не войти. В стихотворении «Память», написанном через десять лет, выражена та же призна­ тельность экспедиционному быту, но, вместе с тем, появляется интересное и важное обоб­ щение: Отсевается что-то, Исчезает совсем,— Остается работа, Очень нужная всем. Позабудется тяжесть Вещевого мешка Прочно в памяти ляжет Только друга рука. Жизнь и память отсеивают плохое, чело­ век слагается из хорошего и значительного. С годами ясно определилась особенность поэтического склада Созиновой. Ей редко удается ухватить в стихах мимолетное на­ строение, вспышку эмоции. Для нее необхо­ димо, чтобы чувство было продолжитель­ ным, усилилось от накопления, созрело. Где-то в глубине ее поэзии постоянно при­ сутствует ощущение драматичности мира. В стихотворении «Отбурлила, устоялась, стихла» она говорит о семье, где жизнь «скучна и горьковата, как в степи стояча» вода». Горькой иронией проникнуто беспо­ щадное сравнение: Годы шли. Обязанности крепли, Спутались и выцвели права, И вошли, как пуговицы в петли, В обиход обидные слова. В стихотворении «Берега» поэтическая мысль живет в совершенной слитности с главным образом, не существует без него. Бежит горная «беглянка-речка», у которой «ни печали, ни тоски». Отлично сказано о ней: «Мчится навек, словно на день, слов­ но завтра прибежит». Это же целый харак­ тер! А потом, когда река будет глубже, ей станут тесны берега — «и сама в берегах будет биться, как плененная синяя птица». Но — Пока и не знает река, Что ее берегут берега. Конечно, можно расшифровывать и рас­ толковывать эту мысль, переводить образ в план человеческой судьбы. Но стихи есть стихи. Дело в том, что нас всех берегут бе­ рега, хотя и кажутся порой тесными. Поэтесса свободно владеет поэтической живописью, ритмической и звуковой инстру­ ментовкой: Ивами, как ливнями, берега завешаны, Каменисты отмели, перекаты злы, А вода прозрачная; зелена и бешена, На стремнинах, кажется, вяжется в узлы. Н. Созинова обращается к крестьянским истокам своей родословной, как бы продол­ жая линию, определившуюся у Решетникова и Перевалова. Она вспоминает «дедовскую страну», от которой отделена уже двумя поколениями: Переходит от отца да к сыну Тот крестьянский хлеборобный зуд.,* А меня оттуда на чужбину Медленные лошади везут. • • • ..................................................................... S • в Еду я давно своей дорогой, А туда нет-нст да оглянусь. Элегический огляд на истоки отразился в поэтике Созиновой склонностью к образам фольклорным. Это не стилизация, а органи­ ческое включение в современный стих эле­ ментов народной поэтики. Сказовость обра­ зов есть в стихотворении, которое выражает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2