Сибирские огни № 05 - 1972

Здесь в каждой вспышке папиросы, Когда затяжка глубока, Дрожали жгучие вопросы, Перестоявшие века. Но с развитием стихотворения ирония уходит, и «подоконник» утверждается как критерий искренности, чистоты, смелости: Здесь дурака без оговорок Именовали дураком. Й каждый правды был сторонник, Ни лжи, ни лести не любя... Высокий, жесткий подоконник, Не дай мне бог забыть тебя! В свободном владении и публицистикой, и лирикой в их раздельном звучании и в слитности И. Фоняков близок к Евтушенко, тем более, что и цель у них почти одинако­ ва: поэтическое исследование своего поколе­ ния, создание портрета сверстника в его раз­ витии и созревании. Фоняков принял неко­ торые черты поэтики Евтушенко: и рифму, и ультрасовременные подробности бытия, используемые как средства поэтической вы­ разительности. Он тоже часто предпочита­ ет тропам тонко наблюденные реалии: Мы надеваем синие береты, Тугие куртки в молниях косых. Мы покупаем дальние билеты Из рук меланхолических кассирш. Мы пиво пьем из кружек толстогубых, Щепоткой соль пристроив на краю. Мы ищем слов обыденных и грубых, Чтоб нежность людям высказать свою. Он тоже любит бытовой вульгаризм столкнуть с понятием глобальным, отчего, например, заурядная пощечина вдруг пред­ ставляется актом общественной справедли­ вости: И крановщик Серегин Венька Однажды вечером в лесу От поколения и века По морде смазал подлецу. Поэтика Фонякова —это довольно слож­ ный сплав. Он любит сравнения, основанные не на образных, а на смысловых ассоциа­ циях: «стар, как вечность, молод, как мину­ та», Варшава — «город за окном, восстанов­ ленный, как справедливость». Поэт умеет находить впечатляющие пуб­ лицистические формулы, когда сопоставле­ ние таких расхожих понятий, как «по серд­ цу», «по плечу», дает обновленный сплав, выражая важную черту целого поколения, всего народа: «И пусть не все на свете нам по сердцу, но все, в конечном счете, по плечу». Он владеет интонационным богатством и острым художническим мышлением и взгля­ дом. Он тонко замечает и детали — «ложи­ лась на гранитные ступени моя, в гармош­ ку сложенная, тень», и улавливает картину общего движения: Ах, эта детская смущенность Барахтающихся на снегу! Ах, эта дерзкая смещенность Теней и красок на бегу! Стремительный бег на лыжах восприни­ мается нами именно через эту «смещен­ ность», через «смазанность» зрительного впе­ чатления, которое характерно для бегущего человека. Внутреннее видение придает значитель­ ность трансформируемым внешним впечат­ лениям: Вверху шептанье, шелестенье, Вокруг тебя — стволы толпой, И по лицу — все тени, тени, Как руки матери слепой. Фоняков способен лирически восприни­ мать понятия отвлеченные, ухваченные вна­ чале только разумом, а потом сложно пре­ образуемые в эмоции. В стихотворении «Книжный .магазин «Кругозор» в Дивногор- ске» поэт высекает искру поэзии из общеиз­ вестного экономического факта: в СССР продажная цена книг чрезвычайно низка, что, надо сказать, поражает всех иностран­ цев. Поэт вспоминает, как у нас бывало вся­ кое, в трудные годы «лезла вверх на хлеб цена», но — Вовек на том, что для души (Закон да будет в силе!), Не тщилась выгадать гроши Советская Россия. Бывало, знаньем и стихом В убыток торговала, Но при балансе неплохом В итоге все ж бывала. Но подчас, когда требуется непосредст­ венность сопереживания, мгновенная искра от чужой души к душе поэта, лирика Фоня­ кова становится прохладной, находит лишь внешнее выражение: О милом девушка тоскует — Глядит, печалясь, на закат. И мнится ей: звучит, нестроен, Мечей и копий лязг и хруст, И мнится ей, что юный воин Лежит лицом в ракитов куст. Способность преобразовывать в эмоции явления, воспринятые вначале лишь разу­ мом, порой как бы реализуется не до конца, останавливается на первом этапе рациональ­ ного восприятия. Таковы стихи о самом пер­ вом человеке, о самом первом поэте, о са­ мом первом живописце. При всей внешней их живописности, все равно видна задан- ность, сконструированность, к тому же недо­ стает напряжения мысли, которое, впрочем, без эмоции и невозможно в поэзии. Однако И. Фоняков упорно испытывает себя на «рациональной» поэзии. Он даже продекларировал это в цикле 1970 года «Ма­ ленький дорожный блокнот»: Блокнота малого размер И карандаш плохой Продиктовали мне размер И ритм чуть-чуть сухой... ....................................................................................* » * • И чем резоны хуже те Иных каких-нибудь? Если его сверстники А. Романов и А. Кухно, в общем, как будто удовлетворе­ ны освоенным ими поэтическим комплексом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2