Сибирские огни № 05 - 1972

только мягко-лирических. Одноплановость особенно заметна в поэмах «Письма», «Серд­ це весны» и «Госпиталь», опубликованных соответственно в 1966, 1969 и 1970 гг. В «Письмах», узнавая чеканный, легкий стих Романова, мы вдруг замечаем, что льется он слишком ровно, в одной интона­ ции, без акцентов на главном. О выражении глаз героини поэт говорит: В них столько радости таилось, Неразделенной на двоих, Что мне вдруг стыдно становилось От несерьезных слов моих. По смыслу у героини серьезные и силь­ ные переживания, но сам стих нас в этом не убеждает. Любовь в поэме выдерживает испытание не столько поступками героев, сколько рас­ судочной проверкой ее —от низменно-быто­ вых до философско-этических соображений. «Бурмастер» заявляет молодому геологу: «Брось, наша доля кочевая, а бабы всюду, как одна». Другой его тезис более серьезен. Кстати, его он формулирует почему-то уже не своим, разговорным, а условно-поэтиче­ ским языком: Нет, чувству не бывать крылатым. Ему предел определен — Тем самым днем, в котором атом. Как сердце века, расщеплен! Любовь все равно торжествует, но опро­ вержение философии бурмастера происхо­ дит, в общем, без напряжения, все в той же легкой интонации: Но постепенно правда эта Растаяла, как вешний лед. Подумалось: а вдруг ракеты И не отправятся в полет. Поэма «Сердце весны» отображает наше сегодняшнее восприятие образа В. И. Ленина, который всегда присутствует среди нас, к которому каждый про себя обращается. Есть в поэме эпизод, когда рабочий стоит на трибуне, а мимо него идет в колонне де­ монстрантов Ленин, на портрете. Рабочему и неловко с трибуны приветствовать иду­ щего Ильича, и одновременно у него рож­ дается чувство особенной близости к Ленину. «Сердце весны» —магистральный образ поэмы. Это и Первомай, праздник весны, трудового народа, и—вместе с тем —это Ленин. Ленин —знамя, каким он проходит в первомайский праздник по всей нашей земле «от Сахалина до Красной площади». Глав­ ная мысль поэмы — это мысль о Ленине, о его преобразующих и обновляющих мир идеях, делах, наследии, оставленном иду­ щим вослед поколениям, наконец, мысль о Ленине, каким он живет в сердце каждого советского человека, и лирического героя поэмы в том числе. Но мы замечаем в «Сердце весны» тот же размер, ту же интонацию, что и в «Пись­ мах». Например, поэт хочет раскрыть перед нами трудности освоения тайги, но мы, чи­ татели, не испытываем при этом должного- напряжения чувства, потому что стих слиш­ ком легок для драматичности момента: Как месяц, два. летящий ветер. Не уставая голосить. Костры и солнце — все на свете — Хотел, казалось, погасить. По тем же причинам и в поэме «Госпи­ таль» эпизод ранения героя не вызывает у. нас необходимых чувств: Лицом в траву сухую ткнулся. Привстал, Но тотчас, хороня. Качнулся холм, перевернулся И — навалился на меня. Монотонность очень ослабляет воплоще­ ние достаточно интересных, в общем-то, за­ мыслов. А. Романов, не захватив так глубоко и объемно действительность, как большинство предыдущих поэтов, внес в поэзию новоси­ бирцев, отражая определенную обществен­ ную потребность, особенно мягкую, ласко­ вую струю, которой в таком ее виде и каче­ стве не было не только у Решетникова, Вет- лугина, Чикина, но даже у Стюарт и Пере­ валова. Эта общественная потребность в большей мягкости человеческих взаимоотношений так или иначе сказалась почти у всех поэтов. Недаром именно в последние годы Перева­ лова и Решетникова потянуло в страну дет­ ства, недаром Решетников начал именно те­ перь раскрывать лирические стороны своего дарования, а Чикин стал .искать себя на пу­ тях лирики. Недаром именно в последние годы творчество Стюарт получило как бы новое освещение, и ее поэзия, прежде не всегда совпадавшая с наивысшими крите­ риями эпохи, вдруг предстала прямым и упорным путем к нашим дням, когда так стремительно возрастает ценность человече­ ской личности. Александр Антонович Кухно словно пря­ мо принял эстафету у Стюарт, с чувством полного соответствия лирики и эпохи. Он — поэт исключительно лирический, но широко­ го диапазона — от интимности до граждан­ ственности. Уже первую книгу А. Кухно «Незабудок брызги синие» отличает музыкальность и красочность стиха, тщательная работа над словом и повышенная, местами нервическая эмоциональность. Одно из самых ранних стихотворений «Хорошо шагать отавами» есть, в сущности, обычная, излюбленная мо­ лодыми поэтами, декларация о целях собст­ венного творчества. Но она воспринимается как хорошее лирическое стихотворение: Тонкий солнца луч ломается, как с волной студеной встретится — словно лютик осыпается и опять цветет и светится. Самими этими стихами поэт уже доказы­ вает, что способен выполнить продеклариро­ ванную задачу —написать так,—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2