Сибирские огни № 05 - 1972
Но топкости вйдения тут как раз и нет. В пейзаже замечено лишь то, что разглядит любой нехудожник —самые известные, сра зу бросающиеся в глаза подробности. И ощу щения от купания в горной реке не несут в себе ничего нового: «И вдруг почувству ешь: моложе, моложе стал ты и сильней». Стихи лирические у Л. Чикина получают ся все-таки лишь на главной линии таланта: когда оценочные критерии, до сих пор ус пешно распространяемые на политические, гражданственные стороны жизни, он пере носит на интимные чувства. Он всегда пре зирал гладенькую, без ошибок, жизнь. Еще давно он писал: Мы ошибемся — не бежим в кусты. Мы взяли смело коммунистов имя Не потому, что были я и ты с рожденья идеальны и чисты, а потному, что стать хотим такими. И вот когда в стихотворении «Письма» этот критерий чистой и честной, но не глад кой жизни он применяет к личным отноше ниям, то его поэтический голос обогащается новыми интонациями: Мы их не переписываем начисто по десять раз, как повесть, от руки. Идейно-политические качества порою в них не очень высоки. Их, что пришли с минутными порывами, не переделать и назад не взять, как невозможно жизнь отредактировать и набело любовь переписать. Удивительно драматически складывается порой внутреннее развитие поэта. А. Смер дов метался в поисках выхода своего лири ческого таланта на стезе эпики и публици стики. Л. Чикин хочет свой определенно публицистический талант вывести к интим ной и пейзажной лирике, причем на том же формальном уровне, только механически рас ширив тематику. Драматизм таких поисков усугубляется тем, что они зависят не только от сознатель ной воли поэта. Л. Чикин исчерпал опреде ленный круг идей. Сейчас, в новое время, более глубокое и интеллектуально сложное, нужен новый идейно-поэтический комплекс. Но пока он не сложился, поэт поневоле предпринимает поиск вширь. Крутые переломы времени испытала мо лодежь военной поры. Между поколениями Решетникова и Чикина —•всего семь лет, но Решетников не знал тяжкого военного дет ства. Всего три года разделяют Чикина и Романова, но Романов не успел надеть сол датскую шинель — в 1945 году ему было пят надцать лет. Такие резкие различия в биог рафиях почти ровесников отделены в мирное время десятилетиями. Сейчас, в наши дни, велика ли разница в главных чертах биог рафии 25-летних и 35-летних? Но Александр Александрович Романов тоже испытал войну, может быть, в самом страшном ее обличит он пережил ленин градскую блокаду, потерял там родителей и больным, истощенным был вывезен вместе с детским домом на «большую землю». Надо мною блокадное небо. Мне одиннадцать стукнуло лет. Я гадаю над пайкою хлеба — До конца ее съесть или нет? Не оставить? А завтра как буду? Не доесть? Вдруг сегодня убьют? Обыденная бытовая проблема рождает недетски-трагические вопросы, трагедийность становится деловитой повседневностью: «Не доесть? Вдруг сегодня убьют?» А. Романов досконально знает блокадный быт: «Я при вык —не забываю — и с военных темных лет занавеску закрываю, а потом включаю свет». Основная атмосфера поэзии А. Романо ва —мягкое, светлое, ласковое восприятие действительности. Конечно, большую роль играет в этом индивидуальный характер че ловека. Но, вероятно, дело и в том, что жизнь началась с блокадной потрясенности мальчишеской души, по сравнению с кото рой все последующее, даже трудности, вос принимаются как нечто более светлое. Ни чего страшнее начала своей сознательной жизни Романов никогда больше не испытал. А. Романов — геодезист по профессии, человек, близкий к природе и влюбленный в нее. Он себя ощущает не покорителем природы, а другом. В ранних стихах Рома нова тополь гибнет, перехватывая на себя молнию, чтобы спасти дом; бревна на берегу реки похожи на ребятишек, которые наку пались и загорают голышом. Даже такое непредметное понятие, как «работа», явля ется для поэта чем-то живым, готовым от ветить любовью на любовь человека: В избытке нахлынувшей ласки Так хочется радостной, ей. Хоть стружкой, хоть пятнышком краски Сверкнуть на спецовке твоей! Мотив наслаждения работой звучит в в стихотворении «Любка»: «Пилы острые смеются, хорошо идут дела!» А. Романов начал писать сравнительна поздно, уже обжившись в Сибири после Ле нинграда. Если уже в поэзии Решетникова и Перевалова значительно ослаблена былая специфика сибирской тематики, то у Рома нова ее нет вовсе, хотя он много пишет о геологах и геодезистах, исследующих сибир скую землю. И к природе он относится с осо бенной нежностью горожанина, лишенного- повседневного общения с ней: Природу, к счастью, не обидели Ни гром, ни ветер, ни огонь. А очень тихо, по-отечески. Вчера, примерно в пять часов, Шел дождь. Прошел по-человечески — Без хвастовства, без громких слов. Несмотря на культуру и тонкость эмоций,, стих все-таки звучит несколько монотонно- на протяжении всего, пока не очень развер нутого, творчества А. Романова. Сказывает ся некоторая одноплановость мировосприя тия, ограниченность гаммы чувств, в основном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2