Сибирские огни № 05 - 1972

Поставить? Всех? Но разве мало? — Их тысячи среди живых стоят из камня и металла... »..О, если б меньше было их! В поэзии Чикина сильна струя критиче­ ская, развенчивающая отрицательные явле- мия в общественно-политической жизни. А есть такие люди мелкие — .людишки, впрочем, а не люди,— кто, до чинов и званий цепкие, всех по чинам и званьям судят. Но это позиция не постороннего обличи­ теля, а партийного деятеля, сознающего лич­ ную ответственность и за прошлое, и за на­ стоящее. В семнадцать лет —солдат, в двад­ цать — коммунист, в двадцать пять — инст­ руктор сельского райкома партии, он точно охарактеризовал отличительную черту сво­ его поколения: «Нам сначала вручали в бою партбилеты, а потом паспорта нам вручали, потом». Л. Чикин не только поэт партийный по духу своего творчества, что свойственно всем советским поэтам, но и прямой певец пар­ тийной темы, что встречается гораздо реже. Он постоянно ведет с читателем разговор о партии, об облике коммуниста. В стихотворении «Приглашали нас на воскресник» несколько неожиданно, но тем более впечатляюще, возникает образ Ленина... Пригласили людей на воскресник, но кто был занят, кто болен, у кого «чин высокий», а кто поехал на дачу или занялся чтением. Интонация стиха проникнута горьковатой иронией. Но вдруг в концовке замедленный, насмешливый голос поэта как бы оборвал иронический тон и зазвучал железными но­ тами откровенного упрека: Приглашали нас на воскресник. Только мы просидели дома. И ни разу не вспомнили даже, что когда-то — не так давно — человек с очень важным званьем председателя Совнаркома, ■очень занят и очень болен, поднимал на плечо бревно. Образ Ильича возникает перед нами жи­ вым, повседневно необходимым примером. И —укором. Это стихотворение действенно беспокоит что-то в глубинах совести. Поэт взял заурядную, вряд ли кому не знакомую по личному поведению, ситуацию и без гром­ ких слов,— наоборот, предельно снизив иро­ нией всякую громкость,—поднял ситуацию до гражданственного обобщения, и опять же не в общих-словах, а в конкретном факте из жизни Ильича и в конкретном его человече­ ском состоянии. Стихотворение в подтексте •содержит еще более широкий упрек: не всег­ да еще мы действуем по Ленину, слишком часто даем послабление себе. Л. Чикин проявил себя мастером стихо­ творения-портрета, где он умеет понять чу­ жой характер, найти в судьбе своих героев самую важную черту, освещающую их взвол­ нованно и любовно. Таков, например, пор­ трет райвоенкома, идущего каждое утро по селу «под недобрыми взглядами женщин, чьи мужья им на фронт отправлены», при­ менявшего «права жестокие по законам не­ обходимости». Мы и так готовы понять и оправдать же­ стокого военкома, хотя его деятельность в оправдании не нуждается. Но, оказывает­ ся, он лично очень нуждается в этом ненуж­ ном оправдании. «Оглушенный бабьими воп­ лями», хромой капитан запирался на щекол-' ду и строчил рапорты об отправке его на фронт, обманывал врачей, чтобы те призна­ ли его годным. И опять каждое утро шел он, хромая, в военкомат, словно виноватый пе­ ред людьми,—чтобы заниматься службой, «для победы необходимой». Тетя Пана, из стихотворения «Карты», давно не получает вестей от мужа, с фрон­ та. «Она б о нем на картах погадала, но даже карт у тети Паны нет». Соседский мальчик нарисовал ей карты на «довоенном ватмане». На рыжих королей она гадала — нм выпадала дальняя дорога. На дам она гадала красногубых — печаль на сердце выпадала им. И если б картам ей тогда не верить, кому же верить ей и как ей жить? Но печальный образ тети Паны, вроде бы замкнувшейся в своей беде, в жалком уте­ шении, находит исход в судьбе всего народа. Шел сорок третий. «Дамы» в телогрейках поля пахали, сеяли и жали. И «короли» солдатами пехоты шли в бой по серой, выжженной земле. Вспаханные «дамами» поля и выжженная «королями» земля не только с лаконичной образностью дополнительно характеризуют эпоху войны, но еще обреченней разделяют своим непримиримым контрастом судьбы му­ жей и судьбы жен. Они усиливают эмоцио­ нальную потрясенность. Даже в таком психологически глубоком стихотворении, как «Карты», мы не встреча­ ем тонких деталей, чуть уловимых нюансов. Мировосприятие Чикина публицистично, по­ этому для него характерны образы укруп­ ненные, обобщающие. Но такая «укрупненность» взгляда под­ час приводит к тому, что крупномасштаб­ ных образов не хватает, и тогда появляется неестественное сочетание сугубо современ­ ных понятий с древними штампами: «Дивят­ ся звездочки со всех сторон стальному ко­ раблю марсопроходцев», или банальные сен­ тенции: «Нелегким бывает начало еще не от­ крытых дорог». Примерно со средины шестидесятых го­ дов поэт интенсивно расширяет тематику — пишет стихи лирические и пейзажные, в ко­ торых, по самой их сути, необходима тон­ кость видения,отточенность взгляда на мель­ чайшие подробности, отшлифованность мас­ терства. Слышно, кажется, как на речном берегу , травы тянутся в рост, обгоняя друг друга, как ползет, облака разрывая, луна, как на тенты палаток роса оседает, и роняет отжившие иглы сосна, и на углях зола остывает седая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2