Сибирские огни № 05 - 1972
Поставить? Всех? Но разве мало? — Их тысячи среди живых стоят из камня и металла... »..О, если б меньше было их! В поэзии Чикина сильна струя критиче ская, развенчивающая отрицательные явле- мия в общественно-политической жизни. А есть такие люди мелкие — .людишки, впрочем, а не люди,— кто, до чинов и званий цепкие, всех по чинам и званьям судят. Но это позиция не постороннего обличи теля, а партийного деятеля, сознающего лич ную ответственность и за прошлое, и за на стоящее. В семнадцать лет —солдат, в двад цать — коммунист, в двадцать пять — инст руктор сельского райкома партии, он точно охарактеризовал отличительную черту сво его поколения: «Нам сначала вручали в бою партбилеты, а потом паспорта нам вручали, потом». Л. Чикин не только поэт партийный по духу своего творчества, что свойственно всем советским поэтам, но и прямой певец пар тийной темы, что встречается гораздо реже. Он постоянно ведет с читателем разговор о партии, об облике коммуниста. В стихотворении «Приглашали нас на воскресник» несколько неожиданно, но тем более впечатляюще, возникает образ Ленина... Пригласили людей на воскресник, но кто был занят, кто болен, у кого «чин высокий», а кто поехал на дачу или занялся чтением. Интонация стиха проникнута горьковатой иронией. Но вдруг в концовке замедленный, насмешливый голос поэта как бы оборвал иронический тон и зазвучал железными но тами откровенного упрека: Приглашали нас на воскресник. Только мы просидели дома. И ни разу не вспомнили даже, что когда-то — не так давно — человек с очень важным званьем председателя Совнаркома, ■очень занят и очень болен, поднимал на плечо бревно. Образ Ильича возникает перед нами жи вым, повседневно необходимым примером. И —укором. Это стихотворение действенно беспокоит что-то в глубинах совести. Поэт взял заурядную, вряд ли кому не знакомую по личному поведению, ситуацию и без гром ких слов,— наоборот, предельно снизив иро нией всякую громкость,—поднял ситуацию до гражданственного обобщения, и опять же не в общих-словах, а в конкретном факте из жизни Ильича и в конкретном его человече ском состоянии. Стихотворение в подтексте •содержит еще более широкий упрек: не всег да еще мы действуем по Ленину, слишком часто даем послабление себе. Л. Чикин проявил себя мастером стихо творения-портрета, где он умеет понять чу жой характер, найти в судьбе своих героев самую важную черту, освещающую их взвол нованно и любовно. Таков, например, пор трет райвоенкома, идущего каждое утро по селу «под недобрыми взглядами женщин, чьи мужья им на фронт отправлены», при менявшего «права жестокие по законам не обходимости». Мы и так готовы понять и оправдать же стокого военкома, хотя его деятельность в оправдании не нуждается. Но, оказывает ся, он лично очень нуждается в этом ненуж ном оправдании. «Оглушенный бабьими воп лями», хромой капитан запирался на щекол-' ду и строчил рапорты об отправке его на фронт, обманывал врачей, чтобы те призна ли его годным. И опять каждое утро шел он, хромая, в военкомат, словно виноватый пе ред людьми,—чтобы заниматься службой, «для победы необходимой». Тетя Пана, из стихотворения «Карты», давно не получает вестей от мужа, с фрон та. «Она б о нем на картах погадала, но даже карт у тети Паны нет». Соседский мальчик нарисовал ей карты на «довоенном ватмане». На рыжих королей она гадала — нм выпадала дальняя дорога. На дам она гадала красногубых — печаль на сердце выпадала им. И если б картам ей тогда не верить, кому же верить ей и как ей жить? Но печальный образ тети Паны, вроде бы замкнувшейся в своей беде, в жалком уте шении, находит исход в судьбе всего народа. Шел сорок третий. «Дамы» в телогрейках поля пахали, сеяли и жали. И «короли» солдатами пехоты шли в бой по серой, выжженной земле. Вспаханные «дамами» поля и выжженная «королями» земля не только с лаконичной образностью дополнительно характеризуют эпоху войны, но еще обреченней разделяют своим непримиримым контрастом судьбы му жей и судьбы жен. Они усиливают эмоцио нальную потрясенность. Даже в таком психологически глубоком стихотворении, как «Карты», мы не встреча ем тонких деталей, чуть уловимых нюансов. Мировосприятие Чикина публицистично, по этому для него характерны образы укруп ненные, обобщающие. Но такая «укрупненность» взгляда под час приводит к тому, что крупномасштаб ных образов не хватает, и тогда появляется неестественное сочетание сугубо современ ных понятий с древними штампами: «Дивят ся звездочки со всех сторон стальному ко раблю марсопроходцев», или банальные сен тенции: «Нелегким бывает начало еще не от крытых дорог». Примерно со средины шестидесятых го дов поэт интенсивно расширяет тематику — пишет стихи лирические и пейзажные, в ко торых, по самой их сути, необходима тон кость видения,отточенность взгляда на мель чайшие подробности, отшлифованность мас терства. Слышно, кажется, как на речном берегу , травы тянутся в рост, обгоняя друг друга, как ползет, облака разрывая, луна, как на тенты палаток роса оседает, и роняет отжившие иглы сосна, и на углях зола остывает седая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2