Сибирские огни № 05 - 1972
Анатолий НИКУЛЬКОВ П о э т ы б о л ь ш о г о г о р о д 1 Вплотную примыкает к военному поко лению поэзия Леонида Андреевича Чикина, однако одновременно она является связую щим звеном с молодой поэзией конца 50-х годов. Л. Чикин встретил войну 14-летним школьником и полной мерой познал тыловое голодное детство, но в конце войны, в 17 лет, он успел быть призванным в армию и побы вать на фронте. Ему известны и военное дет ство, как более младшему поколению, и фронтовая служба, как Решетникову и Пе ревалову. В его поэзии своеобразно слагаются в не кое единство и те, и другие мотивы. В од ном стихотворении Л. Чикин рассказывает, как в школе уроки труда были заменены во енным делом и в класс входил «учитель в полевых погонах», с автоматом и вел ре бят на стрельбище. «Я не умею делать табу ретки,— говорит поэт.—Но я, мальчишка, в том не виноват». В другом стихотворении он вспоминает, что в том году, «когда бои ушли за Волгу, учился я. Я в школе был комсоргом». Девчонки в классе говорили: «Тебе-то легче— вам дрова подвозят». «Бо родатый дядя» заявлял: «Вот у тебя-то справная одежа». Соседка, угощая, пригова ривала: «Молоко, да вот еще картошка, а мяса нет. Ох, горе наше горе. Тебе-то легче жить». А на самом деле, мальчишка сам за готавливал дрова, а пальтишко, хоть и справное было, но демисезонное, не для мо розов, и мяса семья давно не видела. Но он не отвечал на упреки, ибо «кто бы мне по верил», «что той зимою впроголодь сидела семья начальника политотдела». Но оттого, что этот год мне труден, Что я не лучше, чем другие люди, В то время жил, а может быть, и хуже. Недоедал и мерз январской стужей. Шел в острова за хворостом с рассвета,— Мне было легче. Подтверждаю это. 1 Окончание. Начало в № 4. Чем ближе с народом в трудных испыта ниях, тем легче душевно, тем чище со весть,— таков этический критерий поэзии Чикина, развернутый во многих стихах. Высокой нравственной нормой солдата Чикин близок Решетникову. В стихотворе нии «Место в строю» он говорит: «Мне снил ся сон... Мой батальон вперед ушел, а я один отстал». Взлетит ракета. Без дорог пойдут солдаты в бой, и там, где я упасть бы мог, там упадет другой. И будет в том моя вина, что в дальней стороне заплачет женщина одна о нем — не обо мне. Я не хочу, я не могу, чтоб гибли за меня. В поэме «Улица Петрова» Л. Чикин в сво ем восприятии войны тоже един со старши ми сотоварищами. Он утверждает необходи мость подвига в тяжелые для народа вре мена, подвига даже ценой страдания осиро тевших матерей... Сколько памятников ге роям на нашей земле! — восклицает поэт. Мысль развивается стремительно, во взвол нованных поворотах, отгранивающих ее: И если б весь металл собрали, что бил и метил в их сердца, все эти груды меди, стали, железа, бронзы и свинца, то их хватило б, да, хватило, чтобы подряд, за рядом ряд поставить над землею милой всех, кто в сырой земле лежат. Этот мощный публицистический образ раскрывает цену подвига: на каждого совет ского воина врагам пришлось затратить столько металла, что хватит на памятник каждому! Но мысль идет дальше, и созна- ние необходимости подвига и жертв прони зывается болью, в которой —невысказанное проклятие войнам, требующим столько героических смертей:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2