Сибирские огни № 05 - 1972
ясней видны и сильные, и слабые его сторо ны. Сила — не в риторических декларациях (они есть в поэме), а в одухотворенном опытом недавних боев раскрытии нужности «прозы» армейской жизни, ее будничного, тяжкого труда, без которого не может быть и победы в бою. Именно этим поэма и по любилась воинам. Среди тех же записей, после авторского раздумья: «Да, только преодолевая трудности, солдаты становятся настоящими солдатами, и только так нужно об этом писать»,— зафиксировано и свиде тельство читателя: «Мне сказал вчера один капитан-тур- кестанец: — Правильно Вы написали: «По колено пыль, по пояс пыль, по грудь...» Гудзенко комментирует: «Эти слова мне дороже многих речей «за» или «против». ...Да, сегодня видней, чем тогда, не толь ко сила, но и слабости этой талантливой, для своего времени во многом новаторской, поэмы. Местами правда жизни уступает в ней место зарифмованной пропаганде уставных положений, и тогда живое лицо генерала вдруг подменяется ликом, а нача тый с хорошим, «теркинским» юмором ку сок («Веселый и опрятный, спешит в рай центр солдат») пропадает, уходит в песок, остается не реализован ни сюжетно, ни инто национно... Но я пишу не рецензию на поэ му, и мои критические замечания опоздали, а пафос поэмы —остался... ...Для моего поколения Гудзенко и его поэзия —это еще живое, свое, сегодняшнее... Вместе с тем —странно, но так!—это уже и история, история литературы. И, как при изучении и толковании всякой истории, тут не обойтись без споров. Есть и в разбираемом сборнике утверж дение, которое хочется оспорить. Я не вижу ничего бестактного в том, что Евг. Долматовский в своих, проникнутых горячей любовью к поэту, воспоминаниях говорит и о некоторой цветистости, вычур ности, как он выражается, «ухарской ро мантике», а проще сказать — литературно сти в стихах Гудзенко 1944—1945 гг. по срав нению со стихами 1941—1942 гг. Да, в поэти ческой эволюции Гудзенко был и такой поворот, такой виток спирали. Но о чем это свидетельствует? По мнению Е. Долматов ского, «лишь о неиссякаемом оптимизме, о том, что самые тяжелые испытания не со гнули тех плеч, на которые они легли». «Ухарская романтика» как свидетельство «неиссякаемого оптимизма» —несколько не ожиданно, не правда ли? По-моему, это свидетельствует совсем об ином. О том, как непросто давался такому человеку и поэту, как Гудзенко, переход — после ранения —из строя бойцов в строй профессиональных литераторов, как нелег ко — используем его же образ — «с тех вер шин в поэзию сойти». Долматовский верно говорит о том, что «у многих поэтов поколения, к которому принадлежит Семен Гудзенко, был после войны сложный период». Но странно, что эта сложность истолковывается им—сегод ня —в манере и интонациях, весьма напо минающих... критику тех лет, которая в зна чительной мере сама и создала эту слож ность. «Они не могли оторваться от окопных представлений о действительности, осмыс лить по-новому пройденный жестокий путь... Они словно продолжали окопную жизнь, в то время как их сверстники уже по горло были заняты восстановлением и мирным трудом. Эта болезнь краешком коснулась и Семена Гудзенко. Но он сумел скоро по нять» и т. п. А дальше —еще того гуще: «И если поэт откровенно (!) рассказывал о том, что ему все еще снится армейское, родное, он ото двигал от себя эти сны рукой строителя... чтобы не праздным гостем к столу гряду щего прийти» (подчеркнуто везде мной — А. К.) Так и написано бестрепетной рукой: «бо лезнь», «отодвигал». Как будто если война отходила в прошлое, то вместе с ней должен был безвозвратно —и чем скорее, тем луч ше! — «отойти», отодвинуться и проявивший ся в ней с такой яркостью высокий духов ный потенциал советского человека! Как будто продолжать писать о войне значило и впрямь вести себя как праздный гость на чужом пиру!.. Из песни слов не выкинешь. В 1946— 1948 гг. писалось и говорилось и не такое... «Нам было сказано, что все в нашей судьбе зависит от того, как скоро мы перейдем на мирные темы. Довольно решительно нас пе реключали на эти мирные темы...» —вспоми нает на страницах того же сборника Вас. Суб ботин. Вспоминает —со сдержанной го речью, ибо жизнь, уроки прошедшего двад цатипятилетию со всей неопровержимостью показали: идейно-нравственный опыт вой ны надо было не «отодвигать», а сохранять в искусстве, и «отодвигания» эти обошлись нам достаточно дорого... Вопреки сказанному Долматовским, Гуд зенко не позволил, не дал «отодвинуть» себя от своей пожизненной внутренней темы. Я в гарнизонном клубе за Карпатами Читал об отступлении, читал О том, как над убитыми солдатами Не ангел смерти, а комбат рыдал.., И далее: У каждого поэта есть провинция. Она ему ошибки и грехи, Все мелкие обиды и провинности Прощает за правдивые стихи. И у меня есть тоже неизменная, На карту не внесенная, одна. Суровая моя и откровенная. Далекая провинция — Война... Эта «далекая провинция» останется близ кой Гудзенко на всю его короткую жизнь... Останется как действительно неизменный «пробный камень» человечности, этический и эстетический критерий, как мир, населен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2