Сибирские огни № 05 - 1972

«25.1Х.71 Дорогие мои друзья! Спасибо вам, милые мои ребята, за ваше письмо. Оно очень, очень меня обрадовало! Теперь буду ждать ваших даль­ нейших поисков, а потом сделаю но­ вую доску на памятнике, уже с пра­ вильной фамилией, с полным именем, с указанием года и места рождения героя. Еще раз благодарю. Приезжайте ко мне, буду рада. Ваша Наталья Петровна». ** * «Здравствуйте, дорогие следопы­ ты, учащиеся школы № 47 города Но­ восибирска! Ваше письмо и фотографию мо­ гилы мы получили. Спасибо вам, род­ ные! Посылаем сведения о своем бра­ те. Зовут его Сурменев Алексей Федо­ рович, родился в 1918 году в деревне Плавенки Дубоцкого сельского сове­ та Калининской области. В 1938 го­ ду был призван в армию. Письма пи­ сал часто. Но как началась война, получили одно письмо о том, что он ранен, и больше никаких вестей. Ви­ димо, после ранения брат попал в Новосибирск, где формировались но­ вые части. Большое вам спасибо, дорогие сле­ допыты, за вашу заботу, за то, что вы помогли разыскать нашего погиб­ шего брата. Фима Федоровна и Евгения Фе­ доровна». На первый взгляд кажется, ничего тако­ го особенного школьники не сделали. Но о Лизе Чайкиной, об Александре Матросове, о других героях дети слышат с самого дет­ ства, а тут — найти солдата, пропавшего без вести, неизвестного даже тем, кто уха­ живает за его могилой. Через тридцать лет после смерти вернуть ему имя. Зимой ребята провели в школе вечер, посвященный итогам похода. В стенгазете- отчете следопыты писали: «В результате похода был собран бо­ гатый материал. Проходя по местам боев, мы собирали трофеи: остатки орудий и сол­ датского снаряжения. Записывали расска­ зы старожилов о ходе сражений в Под­ московье, о том, какие зверства соверша­ ли немецкие оккупанты, о геройском пове­ дении воинов-сибиряков. Мы отыскали могилы воинов-сибиря­ ков, оформили их, возложили цветы. Со­ бранные нами сведения о местонахождении могил мы сообщили в местный военкомат. Кроме того мы собрали фотографии воен­ ных лет и сделали сами очень много фото­ графий. Сейчас мы продолжаем переписы­ ваться с ветеранами 96-й стрелковой диви­ зии и жителями деревень, в которых побы­ вали. Они присылают все новые сведения о дивизии, которые дополняют собранные на­ ми материалы.» Хочется привести несколько выдержек из обширной переписки школьников Государственный Бородинский военно­ исторический музей искал адрес Новосибир­ ской школы, собирающей материалы о %-й Сибирской дивизии: «Мы разыскиваем ве­ теранов этой дивизии, и школа могла бы нам помочь». И затем: «Красным следопытам школы № 47 г. Новосибирска. Дирекция государственного Боро­ динского военно-исторического музея- заповедника просит организовать поиск ветеранов 96-й дивизии, со­ брать их воспоминания и определить боевой путь этого соединения Же­ лаем вам больших успехов в этом важном военно-патриотическом деле. Директор музея А. Кудряшова». Следопыты откликнулись на просьбу, Этим летом думают поехать на Волгу, под Сталинград —там тоже сражалос: <их» 96-я дивизия. Эмма Григорьевна считает, что поездка возможна, шефы опять помогут («а шефы у нас очень хорошие: завод имени Ефремо­ ва») . — Только я тогда, наверное, оконча­ тельно из географа в историка переквали­ фицируюсь,—говорит Эмма Григорьевна.— Но чувствую, ребятам эти походы, эти поиски сейчас нужнее всего. Многие учителя считают себя неплохими педагогами, вот только времени не хватает часто на воспитательную работу, текучка заедает. У Эммы Григорьевны, как у всяко­ го педагога, «текучки» хватает: подготовка к урокам, тетради, карты, дополнительные занятия. Но ни на один день не забывает она своих следопытов. Ведь их интерес, их увлеченность поиском нужно все время под­ держивать, не дать ему вылиться в привыч­ ные официальные формы. Теперь очень помогает музей боевой славы. Торжествен­ ное его открытие состоится 9 мая, но в нем и сейчас уже проводят следопыты экскур­ сии для своих маленьких друзей —октя­ брят и младших пионеров. И что интересно: ни один из участников похода не повторяется, у каждого свой рас­ сказ о виденном и пережитом. Мальчишки более сдержанны, девчонки эмоциональней. Рассказывают третьеклассникам о том. как бродили они по полю, на котором раньше была деревня с веселым названием Василь­ ки. О том, как в Долине Славы до сих пор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2