Сибирские огни № 05 - 1972
ры человека, за широту его интересов, за Есемсрное развитие интеллекта. А предпо сылки для такого развития заложены в самой структуре нашего общества, в про грамме нашей партии. ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СТАТИСТИКУ ООН ПО УЛИЧНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ НА ДОРОГАХ МИРА? — Я знаком с этими данными, цифры устрашающие Машина превращается из друга человека в убийцу. Чтобы такого не случилось у нас в стране, осуществляется большой комплекс мер профилактического характера, в том числе мы все шире начи наем опираться на общественность, так как силами одних лишь штатных инспекторов подлинную безопасность на дорогах обеспе чить трудно. В нашей Новосибирской обла сти действуют 300 дружин по безопасности движения, насчитывающих свыше 7 ты сяч дружинников. Это в основном лучшие водители автотранспорта, инженерно-техни ческий состав автохозяйств, передовые рабо чие и служащие предприятий, учреждений и организаций. Только за предыдущий год ими было пресечено около 17 тысяч наруше ний правил движения, задержано более 1000 водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии, снято с линии почти 6 тысяч автомобилей с дефектами, угро жавшими безопасности движения. Кроме того, они провели 3500 бесед в школах, ав тохозяйствах и среди населения. И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАШЕМУ ГЕРОЮ —К РЯДОВОМУ, ОБЫКНОВЕННОМУ АВТОИНСПЕКТОРУ: КАКОЕ ИЗ КАЧЕСТВ ЕМУ БОЛЕЕ ВСЕ ГО НЕОБХОДИМО? — Помните у Некрасова: «Коня на ска ку остановит...»? А сегодня попробуйте остановите «на скаку» 25-тонный самосвал, под которым вибрирует бетонная мостовая! Но инспектор ГАИ, если за рулем этого са мосвала окажется пьяный лихач, должен в доли секунды сориентироваться, проявить солдатское мужество —■догнать, остановить, даже рискуя жизнью... Вот это качество мне и представляется главным — способность к самопожертвованию ради безопасности и жизни советских людей. Беседа окончена. Валерий Владимирович Семенов, молодой обаятельный человек с майорскими погонами на плечах, убирает в стол записи, возвращает на полку шкафа книги и брошюры, отдельные места из кото рых демонстрировал мне во время беседы. Успешное обуздание «лошадиных сил» на современном уровне их развития невоз можно без участия Большой науки. И я воспринимаю, как должное, как само собою разумеющееся тот факт, что среди настоль ных книг начальника автомобильной ин спекции —«Кибернетика и регулирование уличного движения». Кибернетика и... Что же, пора подумать и о привлечении кибернетики, если транс портные заторы на улицах Новосибирска стали ежегодно пробивать в городском бюджете весьма ощутимую брешь: до де сяти миллионов рублей! Когда сорок четыре года назад на улич ных перекрестках планеты появились пер вые трехцветные светофоры с автоматиче ским управлением, инспекторы дорожного надзора вздохнули с облегчением: ну, те перь созданы все условия, обеспечивающие безопасность движения автомашин. И тут нечего возразить, безопасность действи тельно обеспечивается. Однако одновремен но с этим светофоры создают помехи транспорту, снижают пропускную способ ность улиц, площадей, узлов, магистралей. Ведь это, в частности, из-за них, трех глазых блюстителей уличного порядка, средняя скорость движения троллейбусов в крупных городах страны доведена до 15—17 километров в час, а трамваев — до 10—12. Еще немного и, смотришь, резвый пешеход обставит трамвайную колымагу. Где же выход? И вот здесь пришла на помощь кибернетика: стали создавать коор динированные системы регулирования дви жения сразу для большой группы перекрест ков. В частности, в Новосибирске в текущем году вводится подобная система для 16 пе рекрестков основной магистрали города — Красного проспекта. На каждом из этих пе рекрестков будут на световых табло фикси роваться цифры, указывающие ту скорость, которую должны держать на данном участ ке в данный момент водители автотранс порта. Эту скорость будет определять элек тронно-вычислительная машина в зависи мости от обстановки, сложившейся вот теперь, сию минуту на всем Красном про спекте —от одного конца до другого. Такие вот настали времена: в командова ние «лошадиными силами» включается элек тронный мозг! Но на все ли звенья автотранспортной цепи простирается влияние науки, все ли поднято до уровня требований, предъявля емых сегодняшним днем? Какие, скажем, меры воздействия при меняются по отношению к нарушителям правил уличного движения? Пока что наиболее всего распространен обыкновенный «прокол». А почему бы и в этом направле нии не поискать? Вон в американском городе Локпорт придумали наказание, о котором в газете рассказывается так: «Вдали показался по лицейский. Поравнявшись с ним, 36-летний Джеральд Вагнер притормозил машину, вы сунулся из окна, снял шляпу и сделал лег кий поклон «копу». Через полмили эта сцена с кинематографической точностью повторилась перед другим регулировщиком. Потом перед третьим, четвертым и т. д... Насмешник? Сумашедший? Нет. Про сто за нарушение правил уличного дви жения местный окружной суд на три год» приговорил Вагнера к такому наказанию » дополнение к денежному штрафу».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2