Сибирские огни № 05 - 1972

ры человека, за широту его интересов, за Есемсрное развитие интеллекта. А предпо­ сылки для такого развития заложены в самой структуре нашего общества, в про­ грамме нашей партии. ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СТАТИСТИКУ ООН ПО УЛИЧНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ НА ДОРОГАХ МИРА? — Я знаком с этими данными, цифры устрашающие Машина превращается из друга человека в убийцу. Чтобы такого не случилось у нас в стране, осуществляется большой комплекс мер профилактического характера, в том числе мы все шире начи­ наем опираться на общественность, так как силами одних лишь штатных инспекторов подлинную безопасность на дорогах обеспе­ чить трудно. В нашей Новосибирской обла­ сти действуют 300 дружин по безопасности движения, насчитывающих свыше 7 ты­ сяч дружинников. Это в основном лучшие водители автотранспорта, инженерно-техни­ ческий состав автохозяйств, передовые рабо­ чие и служащие предприятий, учреждений и организаций. Только за предыдущий год ими было пресечено около 17 тысяч наруше­ ний правил движения, задержано более 1000 водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии, снято с линии почти 6 тысяч автомобилей с дефектами, угро­ жавшими безопасности движения. Кроме того, они провели 3500 бесед в школах, ав­ тохозяйствах и среди населения. И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАШЕМУ ГЕРОЮ —К РЯДОВОМУ, ОБЫКНОВЕННОМУ АВТОИНСПЕКТОРУ: КАКОЕ ИЗ КАЧЕСТВ ЕМУ БОЛЕЕ ВСЕ­ ГО НЕОБХОДИМО? — Помните у Некрасова: «Коня на ска­ ку остановит...»? А сегодня попробуйте остановите «на скаку» 25-тонный самосвал, под которым вибрирует бетонная мостовая! Но инспектор ГАИ, если за рулем этого са­ мосвала окажется пьяный лихач, должен в доли секунды сориентироваться, проявить солдатское мужество —■догнать, остановить, даже рискуя жизнью... Вот это качество мне и представляется главным — способность к самопожертвованию ради безопасности и жизни советских людей. Беседа окончена. Валерий Владимирович Семенов, молодой обаятельный человек с майорскими погонами на плечах, убирает в стол записи, возвращает на полку шкафа книги и брошюры, отдельные места из кото­ рых демонстрировал мне во время беседы. Успешное обуздание «лошадиных сил» на современном уровне их развития невоз­ можно без участия Большой науки. И я воспринимаю, как должное, как само собою разумеющееся тот факт, что среди настоль­ ных книг начальника автомобильной ин­ спекции —«Кибернетика и регулирование уличного движения». Кибернетика и... Что же, пора подумать и о привлечении кибернетики, если транс­ портные заторы на улицах Новосибирска стали ежегодно пробивать в городском бюджете весьма ощутимую брешь: до де­ сяти миллионов рублей! Когда сорок четыре года назад на улич­ ных перекрестках планеты появились пер­ вые трехцветные светофоры с автоматиче­ ским управлением, инспекторы дорожного надзора вздохнули с облегчением: ну, те­ перь созданы все условия, обеспечивающие безопасность движения автомашин. И тут нечего возразить, безопасность действи­ тельно обеспечивается. Однако одновремен­ но с этим светофоры создают помехи транспорту, снижают пропускную способ­ ность улиц, площадей, узлов, магистралей. Ведь это, в частности, из-за них, трех­ глазых блюстителей уличного порядка, средняя скорость движения троллейбусов в крупных городах страны доведена до 15—17 километров в час, а трамваев — до 10—12. Еще немного и, смотришь, резвый пешеход обставит трамвайную колымагу. Где же выход? И вот здесь пришла на помощь кибернетика: стали создавать коор­ динированные системы регулирования дви­ жения сразу для большой группы перекрест­ ков. В частности, в Новосибирске в текущем году вводится подобная система для 16 пе­ рекрестков основной магистрали города — Красного проспекта. На каждом из этих пе­ рекрестков будут на световых табло фикси­ роваться цифры, указывающие ту скорость, которую должны держать на данном участ­ ке в данный момент водители автотранс­ порта. Эту скорость будет определять элек­ тронно-вычислительная машина в зависи­ мости от обстановки, сложившейся вот теперь, сию минуту на всем Красном про­ спекте —от одного конца до другого. Такие вот настали времена: в командова­ ние «лошадиными силами» включается элек­ тронный мозг! Но на все ли звенья автотранспортной цепи простирается влияние науки, все ли поднято до уровня требований, предъявля­ емых сегодняшним днем? Какие, скажем, меры воздействия при­ меняются по отношению к нарушителям правил уличного движения? Пока что наиболее всего распространен обыкновенный «прокол». А почему бы и в этом направле­ нии не поискать? Вон в американском городе Локпорт придумали наказание, о котором в газете рассказывается так: «Вдали показался по­ лицейский. Поравнявшись с ним, 36-летний Джеральд Вагнер притормозил машину, вы­ сунулся из окна, снял шляпу и сделал лег­ кий поклон «копу». Через полмили эта сцена с кинематографической точностью повторилась перед другим регулировщиком. Потом перед третьим, четвертым и т. д... Насмешник? Сумашедший? Нет. Про­ сто за нарушение правил уличного дви­ жения местный окружной суд на три год» приговорил Вагнера к такому наказанию » дополнение к денежному штрафу».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2