Сибирские огни, № 04 - 1972
лил эти миниатюры в отдельную книжечку и адресовал ее юным читателям. Находясь же в соседстве с, такими веща ми, как «День коршуна», «Димкины соро ки» (тоже великолепная новелла, с глубо ким подтекстом, в которой рассказывается, как парнишка, охотившийся в голодное во енное время за сороками, став взрослым, осуществил свою самую заветную мечту — есть каждый день курицу), рядом с циклом стихотворений в прозе «Мокрые звезды» —• рассказы эти сразу обнаруживают свою «детскость», легковесность. Но, пожалуй, самые серьезные претен зии вызывает рассказ «Чемпи», который по объему равен «Дню коршуна», но по глав ной мысли и по художественному исполне нию намного уступает ему. Полудетектив ная история о том, как заядлый охотник и большой ценитель породистых собак похи тил уникального щенка у молодого парня и как парень этот в конце концов отказал ся от своих законных притязаний только потому, что будущего собачьего чемпиона невозможно подружить с будущей те щей,— попросту надуманная и неинтерес ная. «Чемпи» лишний раз подтверждает старую истину, что рассказ, не «снабжен ный» серьезной мыслью,— все равно что патрон, заряженный холостым зарядом. В заключение об одной любопытной де тали. Якубовский назвал свой сборник «Тринадцатый хозяин» по заглавию одного из «шутейных» охотничьих рассказов. Ав тор, как видно, и всей книжке намеревался дать шутливое направление, собрав в ней разные занятные истории и анекдотические происшествия из охотничьей жизни. И, к счастью, своему первоначальному замыслу изменил, обратившись в конце книги к серь езным проблемам взаимоотношения челове ка и природы, освещение которых и прида ло сборнику истинную ценность. И это пе рерождение авторского замысла весьма поучительно и показательно. Природа в на стоящее время становится все менее под ходящим местом для забавных приключе ний и происшествий, ибо слишком много нешуточных проблем возникло с вторже нием в нее человека и особенно человека с охотничьей двустволкой. 8. ШАПОШНИКО В И. Кудинов. На земле. Повесть и рассказы. Барнаул. Алтайское книжное изд., 1970. Основная тема творчества Ивана Куди нова—-становление характера и мировоз зрения молодого современника. Тот, кто следил за развитием и ростом самого пи сателя, научился узнавать его голос, негром кий, неторопливо-раздумчивый, озабочен ный. Но, отмечая, как серьезно относится писатель к жизни, к судьбам своих героев, приветствуя бережное, чистое отношение его к языку, читатель не всегда чувствовал в себе ту особую взволнованность, которая должна присутствовать при встрече с пол нокровным художественным произведением. Настораживала и некоторая легкость, с ко торой автор переходил от строителей к лет чикам, от моряков к художникам, от спорт сменов к врачам. Книжка И. Кудинова «На земле» — но вая ступень в его творчестве. Показательна «биография» включенного в книжку расска за «Тихое море». В 1961 г. в сборнике «Цве ты на камнях» сюжет этого произведения уместился в три-четыре странички неболь шого формата, а воспринимался как затя нутая заметка. В новой редакции, при том же сюжете, десять страниц вдвое большего- формата заполнены волнующим, емким тек стом, из которого не выбросишь, пожалуй, ни слова. Вместо прежнего назидания, те перь мы видим каждое движение души ге роя на трудном пути к истине —и сопере живаем каждый его шаг с ним и автором. Жизнь в книге И. Кудинова предстает в реальной ее сложности и противоречиях. Интересно это сфокусировано в цепочке косвенных и прямых встреч героя повести «На земле» Федьки Андрейчикова с волком Карноухнм. Волк успел принести много зла и деревне, и семье Андрейчиковых. И вот — неожиданная встреча один на один маль чика со зверем: «Из высокой травы смотре ли на него настороженно-острые, немигаю щие глаза... Федькины ноги стали дереве неть, а тело липко и неприятно взмокло... Теперь он уже ясно различал... припухшие надбровья, из-под которых холодно и ко люче смотрели волчьи глаза, не зло смотре ли, а скорее со странным, почти человече ским любопытством...» Колхозникам удалось в конце концов убить хищника, а Федька не чувствует по чему-то ни радости, ни ненависти. «Вече ром он лежал, запрокинув руки за голову, смотрел в темный потолок и... думал, думал' до боли в висках: ...отчего люди жалеют, когда ненавидеть надо?..» И в этой вроде бы слабости мы ощущаем зреющее в Федь ке благородство подлинной силы. Переступив через сковывающую его прежде литературную заданность, обратив шись к материалу, глубоко обжитому серд цем, И. Кудинов открыл для нас мир лю дей самобытных, противоречивых и в то же время очень цельных. Один из таких, прямо- из жизни пришедших персонажей,—Федьки- на тетка Татьяна (рассказ «Белая картош ка»). С очень точным чувством меры и такта автор показывает свою героиню в весьма рискованных ситуациях. Влюблен ный Федькин взгляд высвечивает ту сердце- вину личности Татьяны, которая делает совместимыми, казалось бы, несовместимые поступки, делает очень чистым то, что- могло бы показаться сомнительным. И дело здесь не в естественности Татьяниного поведения или в ее обаянии, а в верности ее определенному нравственному кодексу, ко торый не формулируется, но ясно ощуща
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2