Сибирские огни, № 04 - 1972

лил эти миниатюры в отдельную книжечку и адресовал ее юным читателям. Находясь же в соседстве с, такими веща­ ми, как «День коршуна», «Димкины соро­ ки» (тоже великолепная новелла, с глубо­ ким подтекстом, в которой рассказывается, как парнишка, охотившийся в голодное во­ енное время за сороками, став взрослым, осуществил свою самую заветную мечту — есть каждый день курицу), рядом с циклом стихотворений в прозе «Мокрые звезды» —• рассказы эти сразу обнаруживают свою «детскость», легковесность. Но, пожалуй, самые серьезные претен­ зии вызывает рассказ «Чемпи», который по объему равен «Дню коршуна», но по глав­ ной мысли и по художественному исполне­ нию намного уступает ему. Полудетектив­ ная история о том, как заядлый охотник и большой ценитель породистых собак похи­ тил уникального щенка у молодого парня и как парень этот в конце концов отказал­ ся от своих законных притязаний только потому, что будущего собачьего чемпиона невозможно подружить с будущей те­ щей,— попросту надуманная и неинтерес­ ная. «Чемпи» лишний раз подтверждает старую истину, что рассказ, не «снабжен­ ный» серьезной мыслью,— все равно что патрон, заряженный холостым зарядом. В заключение об одной любопытной де­ тали. Якубовский назвал свой сборник «Тринадцатый хозяин» по заглавию одного из «шутейных» охотничьих рассказов. Ав­ тор, как видно, и всей книжке намеревался дать шутливое направление, собрав в ней разные занятные истории и анекдотические происшествия из охотничьей жизни. И, к счастью, своему первоначальному замыслу изменил, обратившись в конце книги к серь­ езным проблемам взаимоотношения челове­ ка и природы, освещение которых и прида­ ло сборнику истинную ценность. И это пе­ рерождение авторского замысла весьма поучительно и показательно. Природа в на­ стоящее время становится все менее под­ ходящим местом для забавных приключе­ ний и происшествий, ибо слишком много нешуточных проблем возникло с вторже­ нием в нее человека и особенно человека с охотничьей двустволкой. 8. ШАПОШНИКО В И. Кудинов. На земле. Повесть и рассказы. Барнаул. Алтайское книжное изд., 1970. Основная тема творчества Ивана Куди­ нова—-становление характера и мировоз­ зрения молодого современника. Тот, кто следил за развитием и ростом самого пи­ сателя, научился узнавать его голос, негром­ кий, неторопливо-раздумчивый, озабочен­ ный. Но, отмечая, как серьезно относится писатель к жизни, к судьбам своих героев, приветствуя бережное, чистое отношение его к языку, читатель не всегда чувствовал в себе ту особую взволнованность, которая должна присутствовать при встрече с пол­ нокровным художественным произведением. Настораживала и некоторая легкость, с ко­ торой автор переходил от строителей к лет­ чикам, от моряков к художникам, от спорт­ сменов к врачам. Книжка И. Кудинова «На земле» — но­ вая ступень в его творчестве. Показательна «биография» включенного в книжку расска­ за «Тихое море». В 1961 г. в сборнике «Цве­ ты на камнях» сюжет этого произведения уместился в три-четыре странички неболь­ шого формата, а воспринимался как затя­ нутая заметка. В новой редакции, при том же сюжете, десять страниц вдвое большего- формата заполнены волнующим, емким тек­ стом, из которого не выбросишь, пожалуй, ни слова. Вместо прежнего назидания, те­ перь мы видим каждое движение души ге­ роя на трудном пути к истине —и сопере­ живаем каждый его шаг с ним и автором. Жизнь в книге И. Кудинова предстает в реальной ее сложности и противоречиях. Интересно это сфокусировано в цепочке косвенных и прямых встреч героя повести «На земле» Федьки Андрейчикова с волком Карноухнм. Волк успел принести много зла и деревне, и семье Андрейчиковых. И вот — неожиданная встреча один на один маль­ чика со зверем: «Из высокой травы смотре­ ли на него настороженно-острые, немигаю­ щие глаза... Федькины ноги стали дереве­ неть, а тело липко и неприятно взмокло... Теперь он уже ясно различал... припухшие надбровья, из-под которых холодно и ко­ люче смотрели волчьи глаза, не зло смотре­ ли, а скорее со странным, почти человече­ ским любопытством...» Колхозникам удалось в конце концов убить хищника, а Федька не чувствует по­ чему-то ни радости, ни ненависти. «Вече­ ром он лежал, запрокинув руки за голову, смотрел в темный потолок и... думал, думал' до боли в висках: ...отчего люди жалеют, когда ненавидеть надо?..» И в этой вроде бы слабости мы ощущаем зреющее в Федь­ ке благородство подлинной силы. Переступив через сковывающую его прежде литературную заданность, обратив­ шись к материалу, глубоко обжитому серд­ цем, И. Кудинов открыл для нас мир лю­ дей самобытных, противоречивых и в то же время очень цельных. Один из таких, прямо- из жизни пришедших персонажей,—Федьки- на тетка Татьяна (рассказ «Белая картош­ ка»). С очень точным чувством меры и такта автор показывает свою героиню в весьма рискованных ситуациях. Влюблен­ ный Федькин взгляд высвечивает ту сердце- вину личности Татьяны, которая делает совместимыми, казалось бы, несовместимые поступки, делает очень чистым то, что- могло бы показаться сомнительным. И дело здесь не в естественности Татьяниного поведения или в ее обаянии, а в верности ее определенному нравственному кодексу, ко­ торый не формулируется, но ясно ощуща

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2