Сибирские огни, № 04 - 1972
.щением породистой собаки... Как вдруг на последних страницах находишь превосход ную миниатюру, напоминающую — не по боимся этого ко многому обязывающего сравнения —тургеневские «стихотворения в прозе.» «Есть тайна прозрачной воды и тайна за кисшей воды. В прозрачной ее ясности представляется русалка с стеклянным го лоском: «Рыбак, рыбак, приди ко мне». А там, где все неясно, все в травах, ряске и слизи, водяной толстый мужик выставит поллитру, моргнет травяным глазом и ска жет: — Эй, береговичок!.. Трахнем... Штопор и эти... шпроты у тебя е!..» Эта крохотная аллегория как бы освещает весь сборник изнутри, просвечивает насквозь все его раз нородные пласты и одновременно устанав ливает твердую пену каждому рассказу. Писателю удалось найти очень точные символы для характеристики тех двух про тивоположных тенденций, которые проявля ются в настоящее время по отношению к природе. В самом деле, как часто попада ются нам «закисшие», загаженные воды и захламленные леса — обиталища косматых, охрипших от пьянки водяных и леших, и как редко встречаешь чистые, «прозрачной ясности» озерца и девственные колки, где можно услышать серебристый голосок ру салочки... И не исчезнут ли вообще таин ственные, манящие к себе русалочки, если мы по-прежнему будем так цинично-потре бительски эксплуатировать природу, забо тясь прежде всего о первоочередных своих удобствах и удовольствиях? Проблеме разумного, бережного отноше ния к природе и посвящен рассказ «День коршуна» — рассказ, на наш взгляд, наибо лее весомый с идейной стороны и художе ственно убедительный... Около большого го рода и стоит заболоченный лесок, вокруг которого расположены частные огороды, ох раняемые старым охотником Галенкиным. В леске обитает и старый коршун, давно уже ставший в этих местах уникальной! редкостью. Бурное развитие города приво дит к тому, что лесок становится препят ствием на его пути, и городские власти при нимают решение — лесок снести, осушить' заболоченную почву и на его месте разбить сквер. Но тут случилось нечто неожидан ное. Как только горожане прослышали, что лесок собираются ликвидировать, в газету посыпались протестующие письма. Злопо лучный лесок стал вдруг полем битвы двух противоположных принципов отношения к природе. Причем по забавному совпаде нию самым убежденным сторонником ути литарного подхода к природе выступает архитектор Павел Иванович Галенкин, пле мянник Галенкина-старшего, а самым яро стным защитником природы — тоже Гален кин, Петр, младший из династии, заядлый фотолюбитель. Он-то и решает ночью под красться к гнезду коршуна и сфотографиро вать на заре последнего обитателя леса, чтобы этот символический снимок поме стить затем в газете как аргумент в защи ту «зеленого друга». Рассказ примечателен тем, что автор строит его по принципу свое образного «полифонизма». Точки зрения всех Галенкиных кажутся одинаково заслу живающими внимания и аргументированны ми. Прав и Галенкин-старший, сетующий на то, что уничтожение лесов влечет за собой невосполнимый моральный ущерб: у людей вытравляется уважение к земле, привязан ность к родным местам. Прав и Павел Га ленкин, стремящийся вместо заболоченного леска создать прекрасный, благоустроенный сквер. Безусловно, прав и Галенкин-млад- ший, яростно борющийся за полное сохра нение местной фауны и флоры. И только старый коршун не имеет возможности вы сказать свою точку зрения, хотя в данном споре он — самое заинтересованное лицо. Ему надо просто каждый день добывать себе пищу, охотиться, выдерживая соперни чество с более сильными хищниками. Автор очень правдиво, с поразительным умением проникнуть в «птичью психологию», пока зывает, чего стоит старому пернатому хищ нику прожить всего лишь один день. Так и видишь перед собой этого немощного, дрях лого коршуна, который просыпается с ломо той в суставах, долго сидит в гнезде, с хру стом разминая свои «широкие, гнутые крылья», а затем долго кружит над рекой в надежде раздобыть хотя бы какую-ни будь дохлую рыбешку... В то же время рассказ об одном дне старого коршуна — дне, ставшем для него последним,— это рас крытие внутренней гармонии природы, где все целесообразно, закономерно, разумно и где вмешательство посторонних сил грозит обернуться тяжелыми последствиями. Вот почему гибель коршуна, поданная автором очень буднично шофер архитектора нахо дит у реки дохлую птицу после того, как снесли лес,— вдруг трагическим светом оза ряет весь смысл содеянного под мудрым руководством Павла Ивановича Галенкина и во имя высоких интересов. Ведь дело вовсе не в том, что уничтожен лесок, кото рый, быть может, и следовало уничтожить, и что погибает старый, дряхлый коршун, который не сегодня-завтра все равно бы подох. Дело в том, что, торжествует принцип истребления, и пока ведутся красивые спо ры, иллюстрируемые цветными фотография ми и ссылками на авторитеты, Павлы Га- ленкины вверенной им властью и техникой творят свое разрушительное дело... К сожалению, проблема взаимоотноше ния человека и природы, которая, на наш взгляд, должна была бы составить главный идейный узел сборника, нашла отражение далеко не во всех рассказах. Это прежде всего касается миниатюр, составивших пер вую половину книжки. Думается, все эти трагикомические истории про фрамов и ба- рамбошек, про их невинные проделки и про казы не более как просто забавные случаи, предназначенные для детского чтения. И бы ло бы куда разумнее, если бы автор выде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2