Сибирские огни, № 04 - 1972

.щением породистой собаки... Как вдруг на последних страницах находишь превосход­ ную миниатюру, напоминающую — не по­ боимся этого ко многому обязывающего сравнения —тургеневские «стихотворения в прозе.» «Есть тайна прозрачной воды и тайна за­ кисшей воды. В прозрачной ее ясности представляется русалка с стеклянным го­ лоском: «Рыбак, рыбак, приди ко мне». А там, где все неясно, все в травах, ряске и слизи, водяной толстый мужик выставит поллитру, моргнет травяным глазом и ска­ жет: — Эй, береговичок!.. Трахнем... Штопор и эти... шпроты у тебя е!..» Эта крохотная аллегория как бы освещает весь сборник изнутри, просвечивает насквозь все его раз­ нородные пласты и одновременно устанав­ ливает твердую пену каждому рассказу. Писателю удалось найти очень точные символы для характеристики тех двух про­ тивоположных тенденций, которые проявля­ ются в настоящее время по отношению к природе. В самом деле, как часто попада­ ются нам «закисшие», загаженные воды и захламленные леса — обиталища косматых, охрипших от пьянки водяных и леших, и как редко встречаешь чистые, «прозрачной ясности» озерца и девственные колки, где можно услышать серебристый голосок ру­ салочки... И не исчезнут ли вообще таин­ ственные, манящие к себе русалочки, если мы по-прежнему будем так цинично-потре­ бительски эксплуатировать природу, забо­ тясь прежде всего о первоочередных своих удобствах и удовольствиях? Проблеме разумного, бережного отноше­ ния к природе и посвящен рассказ «День коршуна» — рассказ, на наш взгляд, наибо­ лее весомый с идейной стороны и художе­ ственно убедительный... Около большого го­ рода и стоит заболоченный лесок, вокруг которого расположены частные огороды, ох­ раняемые старым охотником Галенкиным. В леске обитает и старый коршун, давно уже ставший в этих местах уникальной! редкостью. Бурное развитие города приво­ дит к тому, что лесок становится препят­ ствием на его пути, и городские власти при­ нимают решение — лесок снести, осушить' заболоченную почву и на его месте разбить сквер. Но тут случилось нечто неожидан­ ное. Как только горожане прослышали, что лесок собираются ликвидировать, в газету посыпались протестующие письма. Злопо­ лучный лесок стал вдруг полем битвы двух противоположных принципов отношения к природе. Причем по забавному совпаде­ нию самым убежденным сторонником ути­ литарного подхода к природе выступает архитектор Павел Иванович Галенкин, пле­ мянник Галенкина-старшего, а самым яро­ стным защитником природы — тоже Гален­ кин, Петр, младший из династии, заядлый фотолюбитель. Он-то и решает ночью под­ красться к гнезду коршуна и сфотографиро­ вать на заре последнего обитателя леса, чтобы этот символический снимок поме­ стить затем в газете как аргумент в защи­ ту «зеленого друга». Рассказ примечателен тем, что автор строит его по принципу свое­ образного «полифонизма». Точки зрения всех Галенкиных кажутся одинаково заслу­ живающими внимания и аргументированны­ ми. Прав и Галенкин-старший, сетующий на то, что уничтожение лесов влечет за собой невосполнимый моральный ущерб: у людей вытравляется уважение к земле, привязан­ ность к родным местам. Прав и Павел Га­ ленкин, стремящийся вместо заболоченного леска создать прекрасный, благоустроенный сквер. Безусловно, прав и Галенкин-млад- ший, яростно борющийся за полное сохра­ нение местной фауны и флоры. И только старый коршун не имеет возможности вы­ сказать свою точку зрения, хотя в данном споре он — самое заинтересованное лицо. Ему надо просто каждый день добывать себе пищу, охотиться, выдерживая соперни­ чество с более сильными хищниками. Автор очень правдиво, с поразительным умением проникнуть в «птичью психологию», пока­ зывает, чего стоит старому пернатому хищ­ нику прожить всего лишь один день. Так и видишь перед собой этого немощного, дрях­ лого коршуна, который просыпается с ломо­ той в суставах, долго сидит в гнезде, с хру­ стом разминая свои «широкие, гнутые крылья», а затем долго кружит над рекой в надежде раздобыть хотя бы какую-ни­ будь дохлую рыбешку... В то же время рассказ об одном дне старого коршуна — дне, ставшем для него последним,— это рас­ крытие внутренней гармонии природы, где все целесообразно, закономерно, разумно и где вмешательство посторонних сил грозит обернуться тяжелыми последствиями. Вот почему гибель коршуна, поданная автором очень буднично шофер архитектора нахо­ дит у реки дохлую птицу после того, как снесли лес,— вдруг трагическим светом оза­ ряет весь смысл содеянного под мудрым руководством Павла Ивановича Галенкина и во имя высоких интересов. Ведь дело вовсе не в том, что уничтожен лесок, кото­ рый, быть может, и следовало уничтожить, и что погибает старый, дряхлый коршун, который не сегодня-завтра все равно бы подох. Дело в том, что, торжествует принцип истребления, и пока ведутся красивые спо­ ры, иллюстрируемые цветными фотография­ ми и ссылками на авторитеты, Павлы Га- ленкины вверенной им властью и техникой творят свое разрушительное дело... К сожалению, проблема взаимоотноше­ ния человека и природы, которая, на наш взгляд, должна была бы составить главный идейный узел сборника, нашла отражение далеко не во всех рассказах. Это прежде всего касается миниатюр, составивших пер­ вую половину книжки. Думается, все эти трагикомические истории про фрамов и ба- рамбошек, про их невинные проделки и про­ казы не более как просто забавные случаи, предназначенные для детского чтения. И бы­ ло бы куда разумнее, если бы автор выде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2