Сибирские огни, № 04 - 1972

М. Чернолусский. Века и дни. Роман. М., «Сов. писатель», 1971. Одни авторы берут нас в плен сразу, с первых страниц повествования. Щедрой ру­ кой рассыпают они образы и краски, либо уверенно управляют стремительным пото­ ком событий. Другие более сдержанны, мо­ жет быть, чуть суховаты и предпочитают идти к своей цели не спеша. Но те и другие пишут в расчете на читателя внимательно­ го, несуетливого, словом —думающего. Начало романа Михаила Чернолусского показалось мне несколько замедленным, да­ же монотонным.. Ситуация вроде бы не бли­ стала новизной, характеры —особой значи­ тельностью. Но книгу я не закрыл: совре­ менная проза приучила нас ко всяким не­ ожиданностям. И — не пожалел. Неожи­ данностей, правда, не было, зато открылось то, что сперва ускользало, терялось в под­ робностях,— заветная мысль писателя, И иными предстали персонажи произве­ дения: неугомонный Буренков, сельский библиотекарь Зоя Демкова, председатель колхоза Василий Васильевич... На них как бы легли блики времени, в которое все мы живем, которое стремимся понять. Новый смысл приобрели и бесхитростные речи де­ ревенского «философа» Лутоши, судящего других по праву умудренного жизнью человека из народа, от земли, и раздумья инженера Сергея Грибанова. Посторонний вроде бы в селе человек приехал навестить родственника и скоро должен вернуться в Москву, но что-то удерживает его, застав­ ляет прислушаться к словам старика. Лу- тоша хочет, чтобы каждый был на своем месте и приносил действительную, а не мни­ мую пользу. И если их председатель зани­ мается починкой ходиков и чувствует себя временным гостем, то в этом виноват и он, и выдвинувшее его районное начальство, посчитавшее, что в самой Митьковке нет достойных кандидатов на ответственный пост. «Вот говорят — власть у нас окрепла. Окрепла, верно. А что это значит? А то, что человек окреп, как бы сказать, силы набрал и разума... И вера ему, человеку, должна быть большая, тому же крестьянину, ска­ жем». Зойка, полюбившая Сергея, молода и вряд ли далеко заглядывала в будущее, но ее решение остаться в деревне доказывает, что только тут она ощущает себя действи­ тельно «на месте». «Всех бросить, удрать» — значит остаться без прошлого, но сам же Сергей не раз утверждал, как это мучитель­ но и опасно. «Ведь люди приходят на сме­ ну ушедшим, чтобы продолжить начатое. Человек не может быть счастлив, если у него нет прошлого и нет любви,— в сущ­ ности, он и не человек без этого. Что зна­ чит ствол без корней и листьев, дающих дереву жизнь?» Постепенно вырисовывается в романе тема преемственности поколений, творящих историю народа. Ее. творили такие люди, как Буренков, старый подпольщик, «участник всех войн и революций нашего века», по вы­ ражению одного из персонажей. Им на сме­ ну идет поколение Зойки и ее одноклассни­ ков, гордых своей молодостью и способ­ ностью взять на себя бремя ответственно­ сти. Буренков выписан наиболее живо и убедительно. «Седой, с лицом белым, как его продутая ветрами полотняная рубаха, беззубый и полуслепой», Алексей Петрович готов до последних дней стоять за правду, изобличат* проходимцев, вмешиваться в колхозные дела. Некоторые, вроде местно­ го агронома Ильи Житника, не любят его за «настырность», опасливо косятся на его «чудачества», но сохраняют внешнюю почтительность, ибо за Буренковым стоит многое... Смерть старика как бы подвела черту в глазах односельчан под целой эпо­ хой, трудной и героической. И пусть во время пожара вместе с до­ мом покойного сгорели драгоценные мему­ арные записки, но остались его дела, все, что он сумел отдать людям. «Так уж по­ велось, он за всех был в ответе»,— вспоми­ нает о нем кто-то из соседей, и Сергей Грибанов вынужден согласиться с этим за­ мечанием. Да заодно и задуматься, прав ли он, отрывая полюбившую его девушку от близкой ее душевному складу среды, не выступил ли он в роли праздного согляда­ тая. Сама жизнь помешала герою романа остаться в стороне. И наступила минута, когда от элегических воспоминаний о прош­ лом надо было перейти к действию, сде­ лать выбор... Окончательной развязки их взаимоотно­ шений автор не дает, да в этом и нет не­ обходимости. Проблема поставлена, а ин­ терес в данном случае именно в ней, а не в тех или иных сюжетных перипетиях. «Как должен жить человек, чтобы в изнуряющей суете, в бесконечном мелькании дней не распылиться и совершить то доброе и по­ лезное, что история сохранит в своей па­ мяти?» Многими своими страницами роман М. Чернолусского на эти вопросы ответил. Обращенный прежде всего к молодежи, он утверждает необходимость активного, твор­ ческого отношения к жизни, неразлучного с вечным беспокойством души. А . КЛИТКО А. Якубовский. Тринадцатый хозяин. Рас­ сказы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1971. Читая новую книжку А. Якубовского, не сразу определишь, к какому разряду про­ зы следует отнести его сборник. Очень пе­ стрым, разнородным и, прямо скажем, не­ ровным кажется по первому впечатлению этот сборник, где можно встретить и за­ бавные эпизоды из жизни животных, и «рыболовно-охотничьи» были и небылицы, где есть даже детективная история с похи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2