Сибирские огни, № 04 - 1972
М. Чернолусский. Века и дни. Роман. М., «Сов. писатель», 1971. Одни авторы берут нас в плен сразу, с первых страниц повествования. Щедрой ру кой рассыпают они образы и краски, либо уверенно управляют стремительным пото ком событий. Другие более сдержанны, мо жет быть, чуть суховаты и предпочитают идти к своей цели не спеша. Но те и другие пишут в расчете на читателя внимательно го, несуетливого, словом —думающего. Начало романа Михаила Чернолусского показалось мне несколько замедленным, да же монотонным.. Ситуация вроде бы не бли стала новизной, характеры —особой значи тельностью. Но книгу я не закрыл: совре менная проза приучила нас ко всяким не ожиданностям. И — не пожалел. Неожи данностей, правда, не было, зато открылось то, что сперва ускользало, терялось в под робностях,— заветная мысль писателя, И иными предстали персонажи произве дения: неугомонный Буренков, сельский библиотекарь Зоя Демкова, председатель колхоза Василий Васильевич... На них как бы легли блики времени, в которое все мы живем, которое стремимся понять. Новый смысл приобрели и бесхитростные речи де ревенского «философа» Лутоши, судящего других по праву умудренного жизнью человека из народа, от земли, и раздумья инженера Сергея Грибанова. Посторонний вроде бы в селе человек приехал навестить родственника и скоро должен вернуться в Москву, но что-то удерживает его, застав ляет прислушаться к словам старика. Лу- тоша хочет, чтобы каждый был на своем месте и приносил действительную, а не мни мую пользу. И если их председатель зани мается починкой ходиков и чувствует себя временным гостем, то в этом виноват и он, и выдвинувшее его районное начальство, посчитавшее, что в самой Митьковке нет достойных кандидатов на ответственный пост. «Вот говорят — власть у нас окрепла. Окрепла, верно. А что это значит? А то, что человек окреп, как бы сказать, силы набрал и разума... И вера ему, человеку, должна быть большая, тому же крестьянину, ска жем». Зойка, полюбившая Сергея, молода и вряд ли далеко заглядывала в будущее, но ее решение остаться в деревне доказывает, что только тут она ощущает себя действи тельно «на месте». «Всех бросить, удрать» — значит остаться без прошлого, но сам же Сергей не раз утверждал, как это мучитель но и опасно. «Ведь люди приходят на сме ну ушедшим, чтобы продолжить начатое. Человек не может быть счастлив, если у него нет прошлого и нет любви,— в сущ ности, он и не человек без этого. Что зна чит ствол без корней и листьев, дающих дереву жизнь?» Постепенно вырисовывается в романе тема преемственности поколений, творящих историю народа. Ее. творили такие люди, как Буренков, старый подпольщик, «участник всех войн и революций нашего века», по вы ражению одного из персонажей. Им на сме ну идет поколение Зойки и ее одноклассни ков, гордых своей молодостью и способ ностью взять на себя бремя ответственно сти. Буренков выписан наиболее живо и убедительно. «Седой, с лицом белым, как его продутая ветрами полотняная рубаха, беззубый и полуслепой», Алексей Петрович готов до последних дней стоять за правду, изобличат* проходимцев, вмешиваться в колхозные дела. Некоторые, вроде местно го агронома Ильи Житника, не любят его за «настырность», опасливо косятся на его «чудачества», но сохраняют внешнюю почтительность, ибо за Буренковым стоит многое... Смерть старика как бы подвела черту в глазах односельчан под целой эпо хой, трудной и героической. И пусть во время пожара вместе с до мом покойного сгорели драгоценные мему арные записки, но остались его дела, все, что он сумел отдать людям. «Так уж по велось, он за всех был в ответе»,— вспоми нает о нем кто-то из соседей, и Сергей Грибанов вынужден согласиться с этим за мечанием. Да заодно и задуматься, прав ли он, отрывая полюбившую его девушку от близкой ее душевному складу среды, не выступил ли он в роли праздного согляда тая. Сама жизнь помешала герою романа остаться в стороне. И наступила минута, когда от элегических воспоминаний о прош лом надо было перейти к действию, сде лать выбор... Окончательной развязки их взаимоотно шений автор не дает, да в этом и нет не обходимости. Проблема поставлена, а ин терес в данном случае именно в ней, а не в тех или иных сюжетных перипетиях. «Как должен жить человек, чтобы в изнуряющей суете, в бесконечном мелькании дней не распылиться и совершить то доброе и по лезное, что история сохранит в своей па мяти?» Многими своими страницами роман М. Чернолусского на эти вопросы ответил. Обращенный прежде всего к молодежи, он утверждает необходимость активного, твор ческого отношения к жизни, неразлучного с вечным беспокойством души. А . КЛИТКО А. Якубовский. Тринадцатый хозяин. Рас сказы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1971. Читая новую книжку А. Якубовского, не сразу определишь, к какому разряду про зы следует отнести его сборник. Очень пе стрым, разнородным и, прямо скажем, не ровным кажется по первому впечатлению этот сборник, где можно встретить и за бавные эпизоды из жизни животных, и «рыболовно-охотничьи» были и небылицы, где есть даже детективная история с похи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2