Сибирские огни, № 04 - 1972
1945-го, только дважды покинув на время боевые порядки по ранению. Он познал го речь отступления 1941 года: Мы шли по разбомбленной автостраде От Дорохова на в о с т о к , к Москве, Остатки нашей танковой засады — Два танка, уцелевших, в голове, И два десятка пехотинцев сзади. В марте 1945 года он ворвался с наши ми войсками в Германию: Стрела на перекрестке — «Гутенштадт»« — «Хороший город»,— переводит кто-то. Хороший? Вот как! Головни чадят. Горят в ночи жилища древних готов. Недаром образы, ощущения и детали войны навсегда вошли в поэтический строй его стихов. Даже когда он позже описыва ет мирную грозу, то и здесь мы видим во енную локальность образов: И вспыхнув, как бездымный порох. Сверкнула молния вдали. Потом упала ртути капля. Потом, летя сквозь света сноп. Как эскадрон — из ножен сабли! — На рощу ринулся потоп. Л. Решетников вообще более военный человек по всей своей психологии, чем, ска жем, Н. Перевалов или И. Ветлугин. Его сердце тоже ранено войной, однако он от четливо чувствует не только тяготы, но и героизм войны, когда в бою раскрываются самые сильные черты человеческого харак тера. В стихотворении «Сапун-гора» поэт на ходит накаленные, как шквальный огонь, слова и подробности. Морская пехота под нимается в контратаку на штурмующих немцев: Из-под тельняшки, выцветшей от стирки, Вдруг бескозырку выхватил солдат. Куда ни глянь — вся рота в бескозырках, Все каски — в ряд — на бруствере лежат. Динамичный, резкий стих совсем лишен тропов, ибо сама реальность настолько эмо ционально напряжена, что прямое выраже ние как раз наиболее впечатляет: «Да, беско зырка каски не железней... Но в схватке насмерть каски бесполезны. А бескозырки? Что ж, они видней». Они видней врагу. В бетонных дотах При виде их его бросает в дрожь, Когда идут бойцы морской пехоты С единственным, как жизнь и смерть: «Даешь!» Потрясающая своей достоверностью де таль завершает стихотворение: «По каскам неразобранным потери подсчитывает ротный старшина». Поэт свободно переходит к разным стиле вым манерам, что создает некоторую пест роту его индивидуального почерка, но зато расширяет диапазон изобразительных средств в соответствии — всякий раз — с идейно-художественной задачей. В стихо творении «В конце войны»» изображен полк_ заснувший после трех бессонных суток: Был воздух, словно жидкое стекло. Текуч и зыбок, как струя речная. Кусты и травы — все за ним текло. Никак за окоем не утекая. И как на дне реки, под птичий щелк, Средь водорослей, вьющихся по склону, Сраженный сном, лежал стрелковый полк. На два часа от мира отрешенный. Здесь, наоборот, все метафорично — вос приятие знойного воздуха, как струящейся реки, усиливает впечатление всеобъемлюще го царства сна^ и богатырской былинности всей картины. Сам текучий воздух видится словно сквозь сон, изображение чуть сдви нуто, смещено по сравнению с конкретной реальностью. Иногда поэт как бы вычеканивает цвет ную гравюру, изображая, например, Шандо ра Петефи: В расстегнутой венгерке нараспашку И в красном якобинском колпаке Летит поэт,— Звенит о шпоры шашка. Стучит седло по седельной луке. Иногда он передает не столько объек тивные признаки явления, сколько субъек тивное впечатление,— так он, например, опи сывает свое состояние во время ночной ата ки: И вдруг вдалеке зазвучало Протяжно и тихо: «Ура-а-а!» Как будто за сопкою дальней Вдруг кто-то большой застонал, И звук тот, глухой и печальный. До слуха едва долетал. Знаменитое русское «ура!», которое мы привыкли воспринимать как нечто громо гласное и несокрушимое, доносится до сол дата, готового к броску, тихо, глухо и пе чально,— наверно, с далекого противополож ного фланга. Мы нервами ощущаем, как по степенно, волной, поднимается солдатская цепь, и «ура!» докатывается до нас... И вот перед рывком в атаку — «как игла, щемящая ниточка боли сквозь сердце внезапно про шла». Это обнаженное субъективное состоя ние переводится во внешний план: «И сам я летел через бруствер, вперед выдвигая плечо». В концовке даны зримые реалии, но для читателя они уже наполнены тем интуитив ным чувством, которым пронизано все сти хотворение: . Качалась земля под ногами. Моталась луна меж голов. Да билось, пульсируя, пламя На выходах черных стволов. Через пульсирующие огнем а томаты, че рез эту точную подробность мы ощущаем вдруг мощь и неудержимость атаки, в ко торую так страшно было подняться. Сопря жение интуитивного состояния с реальными деталями создает значительный эмоциональ но-художественный эффект, раскрывает сложный психологический процесс, пережи ваемый солдатом за считанные секунды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2