Сибирские огни, № 04 - 1972

«Феклуша», агитирующую крестьян, уехав­ ших в свое время в город, возвращаться в село. Поэма не лишена достоинств, есть живые черты и психологическая достовер­ ность в образе Феклуши. Но произведение растянуто, а главное, его агитационная функция находится в противоречии с эпиче­ ской формой, требующей более основатель­ ного идейно-философского материала. Впро­ чем, такая тенденция вовсе не охватывает все творчество И. Ветлугина, наиболее кон­ центрированно она выразилась лишь в од­ ной книге — «Поют жаворонки», изданной в 1959 году. И. Ветлугин впервые в поэзии создал образ Новосибирска. Мы знаем, что до это­ го возник образ Красноярска в цикле Ли­ совского, к этому времени сложился поэти­ ческий образ маленького городка Зима, Ир­ кутской области, в творчестве Евтушенко. А вот Новосибирску долго не везло. Моло­ дой, стремительно растущий, необычный ве­ ликан без истории и традиций, он словно был неуловим для того, чтобы отлиться в поэтическую форму. И. Ветлугин впервые сделал попытку увидеть Новосибирск как нечто цельное. В 1961 году он написал «лирический репор­ таж», по определению самого автора,— «В моем городе». Это произведение, строго говоря, действительно нельзя назвать поэ­ мой: оно состоит из фрагментов, не связан­ ных сюжетным стержнем. Единственный, особенный, Известный всем туристам, Легко вздымает Оперный Свой купол серебристый. Такова типичная для этого произведения, крупная и броская деталь. Вот широкий мост, под которым течет обская вода, отра­ ботавшая свое на турбинах ГЭС, вот Крас­ ный проспект, новые гигантские заводы. Поэт то оглядывает город с высоты полета, то входит в цеха и квартиры, всматривает­ ся в поток людей на улицах. В «лирическом репортаже» есть длинно­ ты, куски необязательные или теперь уста­ ревшие. Но в целом, черта за чертой, зримо вырисовывается поэтический образ Ново­ сибирска. Он растет, ширится, пока не на­ ходит завершения в сильной публицистиче­ ской концовке, где уловлено главное — не­ вероятная динамичность нашего города, его постоянная устремленность вперед такими темпами, которые превышают средние тем­ пы по стране. Новосибирск узнает о полете нашей новой космической ракеты. Образ го­ рода и образ ракеты сливаются воедино. Поэт хочет видеть в каждом новосибирце такую же ракетную полетность. «И это об­ щая ракета,— говорит он.—А есть у каж­ дого своя». На этой призывной ноте заканчивается «репортаж», оставляя в нашем сознании еще не очень совершенный, но впечатляю- щий образ Новосибирска. Здесь И. Ветлу­ гин приобрел опыт поэтических обобщений, выходящих за грани частных задач. Такой опыт, несомненно, сказался на последующем цикле стихов «Наедине с собой», где поэт заметно углубил и усложнил свое понима­ ние действительности. «Я с памятью наедине, я с совестью на­ едине, когда меж делом остаюсь наедине с собой»,—так объясняет Ветлугин назва­ ние цикла.— «Он рядом —мир, не в сторо­ не. И все, что в мире есть,— во мне». В стихотворении «Память» он обраща­ ется к своей памяти, которая годами сгре­ бает в сундук разное добро, а в определен­ ный период вынуждена была запереть сун­ дук на замок, пометить черными крестами книги, факты, имена, будто их вовсе не' было. Теперь новое время сбило замки. Об­ ращаясь к памяти, поэт говорит: Но вправе ль я, Вновь вспомнив, что когда-то Была скупой ты и со мной хитрила. Сказать теперь, что это время было — Одно лишь время! — было виновато. А может, перед тем, как ты замкнулась На самые надежные запоры, Ты к совести и мужеству тянулась, Да не нашла достойной в них опоры? Так помоги мне разобраться, память, В чем был я сам виновен пред тобою! Поэт утверждает общую ответственность своего поколения перед историей, личную ответственность каждого за то, что было и будет. В другом стихотворении обычные старо­ модные ходики ночью, в тишине, «в спаль­ нях превращаются в набат». Их маятник в тревожном восприятии поэта становится похож на планету с ее переменами дня и ночи: И маятника легкая планета Под эти неумолчные тик-так То весело летит в полоску света. То грузно погружается во мрак. Здесь точно выражена психология со­ временного человека, живущего масштаба­ ми всей Земли, а не узко-квартирным мир­ ком. И ходики, символ этого мирка, вовле­ чены в планетарный ритм. В личном быту, в общем-то, немало по­ этичного, о чем свидетельствует множество стихов и поэм, написанных разными поэта­ ми в разное время. Но мировосприятие И. Ветлугина таково, что он упорно выво­ дит своего лирического героя из бытового окружения, где тому тесно, скучно, непри­ каянно. У Ветлугина нет стихов о любви, душевную удовлетворенность он находит только в приобщении к главным делам эпохи. Здесь, и больше нигде, лежит источ­ ник его личных переживаний. В этом, не­ сомненно, некоторая ограниченность поэзии И. Ветлугина, если угодно, сужение ауди­ тории его читателей. Но в этом и опреде­ ленное своеобразие. ...Тема минувшей войны наиболее мощ­ ное отображение получила в творчестве Леонида Васильевича Решетникова. По его стихам можно проследить весь путь войны, ведь он воевал с июля 1941 года по май.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2