Сибирские огни, № 04 - 1972
«кроет» и малый трудодень, и «местный ап парат», и свой отстающий колхоз, но он и себя чувствует полностью ответственным за состояние дел: — А о прочем не тужи. Мы теперь с усами: Наши вожжи и гужи — Разберемся сами. Изображение перелома в психике ны нешнего крестьянства, которое после годов административного диктата снова почувст вовало себя хозяином земли, далеко выхо дит за рамки и «вятской», и «сибирской» темы. «Тропинки детства» звучат очень ши роко. По-прежнему герои Перевалова пережи вают сложные психологические состояния, их судьбы и взаимоотношения не так-то легки и прямы. Как лаконично и вырази тельно сказано об одной лирической герои не: «И страданья певала ей не только гар монь»! В поэме «Теплый бор» девушка полюби ла человека много старше себя, своего быв шего учителя. Тонкое переосмысление рас пространенного выражения —- «на душе — весна» — находит поэт, чтобы раскрыть чувства героини. Мужчина убеждает ее в невозможности любви между ними: «Надо мною нависло лето, у тебя на душе — вес на». Девушка отвечает: Жизнь встречает нелегкой школой. Разве ты позабыл о том. Что весной, на заре веселой. Все пронизано холодком? Неуютно мне. Лето, лето. Раздели пополам с весной Эту бездну тепла и света— • Всю до капельки до одной! Тонкий психологизм, особенно свойствен ный до того Е. Стюарт, в следующем по колении обрел в лице Н. Перевалова ново го ' своего выразителя, поэта совсем друго го склада и диапазона... Иван Матвеевич Ветлугин —тоже не ба тальный поэт, хотя и прошел фронтовыми дорогами. Он менее драматично воспринял войну, он вообще эмоционально сдержанней Перевалова. Вспоминая недавнюю войну в раннем стихотворении «На вахте мира», поэт не столько выражает свои пережива ния, сколько чеканно формулирует свое гражданское отношение к ней: Я простой человек. Я с боями прошел пол-Европы. Не хотелось бы больше вовек Уходить мне из дому в окопы,— Не затем, что боюсь я огня И штыков чужеземной пехоты. А затем, что в стране у меня Есть другие дела и заботы. Действительно, он сразу же перешел от от войны к мирным делам. Первая книга «Водном направлении», вышедшая в 1950 го ду, вся посвящена послевоенному труду со ветских людей. Даже если поэт обращается к армии, то лишь затем, чтобы изобразить ее участницей общенародного труда. В сти хотворении с военным названием «На пе реднем крае» взвод, во время учебного по хода, помогает колхозникам на уборке уро жая. Мирную картину поэт окрашивает воспоминанием о фронтовых маршах: Переходы нелегки. Шар земной прилип к ногам. Но качаются штыки В такт шагам. В такт шагам. С первой книжки проявилась способность И. Ветлугина к масштабным поэтическим формулам, афоризмам: «На сибирских рав нинах — такие хлеба, что любые колосья пойдут для герба». О солончаках в Бара- бинской степи сказано: «Здесь даже земля — как рубаха с натруженных плеч батрака». И. Ветлугин — коренной сибиряк, тема Сибири родственна для него так же, как для Смердова и Лисовского. Но его любовь к родному краю не кипит восторгом перво открывателей, исследователей, она более спокойная, земная. Ему чужд пафос путе шествий и открытий, он с детства по-кре стьянски знает цену и красоту земли, ему нечего открывать на ней заново, а надо на вести на ней порядок. И. Ветлугин — газетчик по профессии. Но если Лисовский вводит в поэзию газетный стиль для решения задач поэтических, то Ветлугин, наоборот, поэтическими средства ми, в том числе — лирикой, пытается ре шать задачи газетные. Например, стихотво рение «Село Мыски» играет чисто функцио нальную роль, имея единственной целью агитацию за укрупнение колхозов, хотя оно вовсе не лишено художественной вырази тельности, и образы здесь достаточно плат стичны («Коль туча с неба бросит тень— она на все село»). Стихотворение «Глубинка» окрашено ли рической интонацией и юмором. «Начну с пейзажа»,— говорит поэт и рисует морозную лунную ночь, но его перебивает «голос»: — «Понятен пейзаж. Пора появиться герою». Ах, друг мой читатель! Сияет луна... А коль упомянута оная, В стихи забрести непременно должна Счастливая пара влюбленная. Действительно, такая пара забредает, но не она становится героем стихотворения, а сторож,^ который охраняет ветхий амбар без дверей, где ссыпано «тонн сорок зерна», не вывезенного вовремя на элеватор. И сто рожу, и поэту тревожно за неприбранное зерно, за беспорядки с транспортом. Здесь лирики нет, разумеется. Но, К влюбленным храня уваженье, Я думал все же, что это зерно’ Имеет и к ним отношенье. Ирония уже звучит сердито, и невинная пара становится символом равнодушия сель- чая к плодам своего упорного труда. И. Ветлугин написал даже целую поэму
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2