Сибирские огни, № 04 - 1972
ставление поколений. Но Лисовский, с при сущей ему категоричностью, вскоре абсо лютизировал некоторые внешние признаки полюбившегося ему типа молодежи: В бахилах тяжелых и жестких... Ну где тут мечтать о прическе, О блеске и холе ногтей?! И мне всех дороже на свете. Милее других во сто крат. Рабочие, Грубые эти, Шершавые руки девчат!: Вряд ли сейчас найдешь рабочую или колхозную девчонку, которой этот портрет приглянулся бы как образец. В 1986 г. К. Лисовский написал поэму «Сумасшедший поезд» — вероятно, самое значительное свое произведение. Мы уже заметили, что поэт склонен к категорично сти и однолинейное™ оценок, но в этой поэме проблема ставится сложно. Автор с гневом изображает Колчака, его черную, отягощенную совесть. Но, вместе с тем, он вспоминает, что адмирал был видным ис следователем Севера, что до сих пор есть в Ледовитом океане остров Колчака, от крытый им. Умирающий под пытками мат рос Дрозд говорит Колчаку: «Зачем же вы штурвал ледокола сменили вдруг на штык палача?» Поэма утверждает: даже талантливый и смелый человек ничего иного не получит от истории, кроме народной ненависти и пре зрения, если он пойдет против главного движения своего времени, если зверствами попытается подавить возрождение своего народа. Этот исторический урок поэт под нимает до обобщения («когда Колчак ис панский Франко услышит клич: «Но паса- ран!»; «где-то по джунглям рыскает Чом- бе — рыскает конголезский Колчак»). В соответствии с усложнившейся идей ной задачей Лисовский усложняет и форму поэмы, впервые в своей эпике взрывая хро- никалыгость композиции, монотонность рит мики, бросаясь в поиски наиболее впечат ляющих средств выразительности. В целом форма поэмы интересна и с ус пехом способствует решению идейной зада чи. Многообразие ритмики, соответствую щей содержанию эпизодов, создает полифо- ничность, на стыке ритмических переходов рождается дополнительное напряжение. Есть эмоционально мощные куски: напри мер, когда Колчак бежит от безумной ста рухи, которая просит его помолиться за убиенных Колчаком, или когда он разгова ривает со своей совестью. И по всей поэме, то непосредственно врываясь в эпизоды, то лишь как бы фоном звуча в перестуке ко лес, мечется «сумасшедший поезд» с салон- вагоном Колчака, запутавшийся, обречен ный, не имеющий ни выхода, ни цели. Сквозной образ «сумасшедшего поезда», символизирующий всю колчаковщину, пре восходно найден поэтом. В ту пору, когда Лисовский писал «Солнце над Курейкой», Смердов публико вал «Пушкинские горы», а Стюарт готовила к изданию книгу «Новый дом», появились в Новосибирске, еще в армейской форме, кое-кто со следами ранений, поэты «воен ного» поколения, которые свои первые сти хи написали на фронте. Большинство из них не были коренными сибиряками, они съехались из разных мест, принеся с собой в поэзию и мощное эхо войны, и мотивы далекой от Сибири роди мой сторонки. Бывший саперный лейтенант Н. Перевалов и военный газетчик подпол ковник Л. Решетников — земляки-вятичи. Подполковник И. Краснов, и сейчас продол жающий службу в армии, родился в Чува шии. Только И. Ветлугин из этого поколе ния новосибирских поэтов — сибиряк, ал таец. Они уже не были так привержены к вос певанию Сибири; не будучи свидетелями ее гигантских предвоенных преобразований, они приняли как норму ее новый облик. В них не было того восторженного энтузи азма первооткрывателей, который так силен у Смердова и Лисовского. 1942 год — вот дата первых стихов Ни колая Илларионовича Перевалова. Место их написания — фронт. В стихотворении 1943 г. «Пейзаж» выражено то отношение к войне, которое станет характерным для поэзии Перевалова: «В горячке боев даже солнечный бор искалечен, как сердце твое искалечено этой войной». У него нет батальных стихотворений, воспевания боевых подвигов. Для него вой на — тягостная, страшная необходимость, ранившая душу на всю жизнь. Но рану ду ши поэт переносит мужественно и внушает читателям готовность к тому, что испытания снова могут стать необходимостью. В более позднем стихотворении «Мьп с тобой» он говорит: Поседевшие, огрубевшие, Уцелевшие в дни войны. Ничего забыть не сумевшие — Это мы с тобой, это мы. Не пахали мы, не ковали мы. Не вздыхали мы при луне, А живых людей убивали мы В наши двадцать лет на войне. За встревоженный, настороженный Мир обложенный тучей тьмы, Больше всех горим, как положено,— Это мы с тобой, это мы. Стихотворение «Шинельное сукно» на полнено сложным и сильным чувством... Усталая ткачиха невесело смотрит, как с ее станков сбегает «не радуга шелков», а ши нельное сукно: «Его перекрестят ремнями на груди, его изрешетят свинцовые дожди». «Благослови его проклятую судьбу»,— призывает поэт.— Ведь «не по своей вине стоим лицом к беде». «Твой план велик, ве лик. Твой долг велит, велит. И, вопреки всему, душа болит, болит». Сознание «про клятой» необходимости в высокой степени свойственно пожилой ткачихе, как и самому поэту. Военная тема не является единственной в творчестве Н. Перевалова; он — поэт ши рокого диапазона. Его стихи обладают уди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2