Сибирские огни, № 04 - 1972
зии прочно связано с именем К. Лисов ского. «Я улицы читаю наизусть»,— говорит поэт. В этом домике жил В. И. Ленин пе ред отъездом в шушенскую ссылку. В ны нешнем Доме просвещения звучал на ми тингах «железный голос Якова Свердлова». Здесь родился великий Суриков, который сказал о земляках: «Краснояры сердцем яры». Поэт знает, чем облицовываются но вые дома — гранитом Тунгуски и мрамором Саян... Уже по деловой конкретности перечисле ния улиц, зданий, имен в изображении Красноярска можно заметить, что в творче ском методе К. Лисовского есть нечто от очеркизма, от репортажа. Ему чужды слож ные обобщения, он скорее фотографирует свою эпоху, чем создает ее психологический портрет. От этой особенности зависит и поэтика Лисовского, в которой нет ни обостренной художнической наблюдательности Стюарт, ни смердовской импрессионистичности. В его стихах географические названия, конкретные имена, точные измерения становятся сред ствами поэтической выразительности. В той же поэме о Бегичеве есть такая строфа: Тут все открыто холоду и ветру. Вода озер прозрачней хрусталя. И только лишь на тридцать сантиметров Оттаивает мерзлая земля. Центр образности тут —числовое опре деление; именно оно создает ощущение студеного края. И «сантиметры» вовсе не звучат прозаически в общем контексте. В стихотворении «Красный чум» поэт рассказывает о зимнем стойбище нганасан: «Пламя гудит в раскаленной печке. Дождь за обшивкой или метель? Голая тундра. Дудыпта-речка,— семьдесят первая парал лель». Эта полярная параллель в соседстве с неведомой, а потому какой-то особенно далекой, Дудыптой выполняет, изобрази тельную функцию. Лисовский досконально знает Сибирь, он бывал у могилы Бегичева, не раз проплыл по всему Енисею от истоков до устья, ноче вал в чумах и ездил на оленях, попадал в штормы на самолетах полярной авиации, он давно свой человек в Эвенкийском на циональном округе и среди енисейских реч ников. В своих постоянных путешествиях К. Ли совский видел столько экзотического, необы денного, что факты стали в восприятии поэта самодовлеющими, интересными сами по себе. И собственный восторг перед не обыкновенностью познаваемого казался по эту настолько эмоционально мощным, что бы воздействовать на читателя непосредст венно, без помощи формальных катализато ров. Чрезмерная уверенность в силе собст венных эмоций и в увлекательности содер жания породили у поэта определенное пре небрежение к форме. На протяжении дли тельного времени поэтика К. Лисовского не претерпела заметного развития. В «Русском человеке Бегичеве» была мо лодая звонкость стиха, правда, уже тогда настораживавшая некоторой легкостью зву кописи, за которой не было взыскательного отбора единственных слов. Со временем стих стал терять звонкость, появилась в нем обыденность даже в описании экзотики: И скажут: — Вот твоя постель,— И ты уснешь, теплом согретый, Забыв, что в двух шагах метель Неистовствует до рассвета. Тот же вроде бы точный метраж «двух шагов» уже воспринимается лишь как рас хожее определение. В 1950 году К. Лисовский написал поэ му «Солнце над Курейкой», где получило концентрированное выражение такое вос приятие образа И. В. Сталина, когда обще народные победы и великие свершения в стране как бы персонифицировались, припи сывались одной личности, а ее индивидуаль ные черты идеализировались. Через шесть лет произошли крупные по литические сдвиги в нашем обществе, кото рые выбили поэта из колеи, в его творче ском кризисе отразился нелегкий процесс разрушения стереотипа, сложившегося в об щественном сознании. Новые явления К. Лисовский воспринял трудно. В одном из стихотворений той по ры он обвиняет молодежь в том, что вожак остался одиноким: Но, взбираясь все выше и выше За крутые хребты, облака, Молодые как будто не слышат Этот зов, этот клич вожака. Что им, юным, здоровым, беспечным, До каких-то усталых, больных? Подобно Е. Стюарт, он щ этот период пишет немало стихов о молодежи. Но если Стюарт с тревогой, заботой и, в конце кон цов, с верой смотрит на молодых, стараясь помочь им в духовном созревании, то Ли совский, главным образом, жесток, сердит и обижен: Знаем мы эти штучки-дрючки, Различаем тщеславия зуд!.. Нынче мальчики-недоучки Старомодными нас зовут. Но в хорошем стихотворении «Саранка» взгляд поэта становится более вдумчивым. Образ таежного цветка органично совме щается с образом девушки: «Веснушчатая, алая... Не броской, не зовущей — полна де вичьей прелести... Ты наших русских деву шек напомнила мне, скромница» — Не тех, что пыль столичную Взбивают, всюду рыская За кофтой заграничною. Нейлоновой, английскою,— А чистых, цельных, искренних, С кудряшками, косицами, Что слов не любят выспренних. Что ходят в платьях ситцевых. Здесь есть лирически взволнованное, этически плодотворное противопоставление разных типов молодежи, а не противопо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2