Сибирские огни, № 04 - 1972
Куклы ели, куклы пили, Куклы по миру ходили. Это о бедняцком детстве в дореволюци онной деревне. Жизнь современного села является для Кубышкина неисчерпаемым источником кра соты, радости, трудового удовлетворения и душевного спокойствия. В стихотворении «Март» — «как на картине Левитана, стоит лошадка у ворот... Собака черная на сене сидит в потрепанных санях». Капель горохом сыплет с крыши« Проходят долгие часы. Вот, наконец, хозяин вышел И вытер варежкой усы. Собака место уступила, Спрыгнув на снег, вертит хвостом« И . фыркнув, чалая кобыла Сначала двинулась шажком. Все ждет человека — и лошадь, и соба ка, и сама весна, все оживляется с его по явлением, все готово служить ему. Самыми простыми художественными средствами по эт создает живописную картину. Великоле пен жест человека, вытирающего усы ва режкой. Позавтракал человек неторопливо и плотно, он полон удовлетворенности и со знания собственного достоинства, сейчас он приступит к работе, все оживет, задвигает ся, зарадуется вместе с ним. Всюду можно заметить художническую наблюдательность поэта, его незаемное, ори гинальное видение: И коровьими глазами Крупных пузырей Лужи с пенными краями Смотрят на детей. Публицистические обобщения звучат у него с той же естественностью, без малей шего форсирования голоса, отчего они толь ко более впечатляют: Судьба серпа необычайна. С полей он перешел на герб, А на поля пришли комбайны, С успехом заменили серп. Свой талант Кубышкин особенно ярко реализовал в двух отличных стихотворе ниях. Мы зимою лед кололи, И Василий говорил: — Эх, теперь бы, братцы, в поле! Как бы я бы покосил! Летом мы траву косили На зеленом на лугу, И опять вздыхал Василий: — Нет, я больше не могу! Не люблю я, братцы, в поле Ни косить и ни полоть! Вот зимой мы лед кололи. То ли дело — лед колоть! С превосходным лаконизмом и юмором обрисован целый тип! * В другом стихотворении М. Кубышкин коснулся «вечной темы» — ухода из жиз ни — и сказал сильное, самостоятельное слово: Я тем доволен, что с собою Я ничего не унесу. Останется изба с трубою, Останутся пеньки в лесу. Я не возьму с собою в глину Ни солнышко и ни луну, И ни единую рябину, И ни единую страну. Все в мире будет так, как было, И не темней, и не светлей. И будет новая могила Могилой только лишь моей. Мы слышим, как многообразны голоса одного только старшего поколения новоси бирских поэтов. Но более молодые певцы уже несли новые мотивы, рождаемые на шей динамичной действительностью. Казимир Леонидович Лисовский, родив шийся в 1919 году, по возрасту близок к тому поколению, которое мы называем «во енным». Но по началу поэтической работы он ближе к Е. Стюарт и А. Смердову. Все го на три года позже Смердова, в 1933 г., он впервые напечатал свои стихи в иркут ской пионерской газете. Так же, как и Стю арт, издал во время войны свою первую книгу «Клятва». Подобно Смердову и Пухначеву, он при вержен сибирской теме. Но если Смердов посвятил свое творчество исключительно современной Сибири, то Лисовский, наряду с современностью, с самого начала своего творчества разрабатывает историю. Ранняя поэма «Русский человек Беги чев» остается одной из лучших в поэзии Лисовского. Она романтична, действительно овеяна дыханием Севера, в ней выразитель но раскрывается образ исследователя Арк тики боцмана Никифора Бегичева, которого эвенки звали Улахан Анцифор — Большой Никифор. Поэма написана звонким, энер гичным стихом: Изведавший пороги, штормы, рифы, Вступавший в бой с пустыней ледяной, Орел Таймыра Улахан Анцифор Лежит, укрытый вечной мерзлотой. Его интересуют истоки русской истории в Сибири: — Чаль, ребята, с Дона! — Не оттуда ль Это слово и пошло: «Чалдон»? Слышится мне в нем былая удаль. Гром пищалей, острых сабель звон. Красноярский цикл Лисовского имеет принципиальное значение. В русской поэзии множество стихов посвящено родным ме стам, но в огромном большинстве — это стихи о деревне. Пожалуй, только столи цы —Москва и Петербург-Ленинград — бы ли воспеты. Ведь нельзя же назвать воспе ванием Тамбова лермонтовскую «Казна чейшу». Только в эпоху социалистической рекон струкции ярко стала выкристаллизовывать ся любовь к родному городу, к центру ин дустрии и культуры, хранителю истории, ор ганизатору новой жизни. Становление со циалистического урбанизма в сибирской поэ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2