Сибирские огни, № 04 - 1972

■бирской добровольческой дивизии и погиб при штурме Гнездиловских высот под горо­ дом Ельня. Он первым встал в атаку и запел свою песню о сибирянах-гвардейцах. Вслед за ним, подхватив песню, поднялась вся рота. А. Смердов изменил место гибели героя, но черты характера и существо подвига списал с живого человека, которого знал близко. В поэме изображается штурм Свя­ тогорского монастыря, где находится моги­ ла Пушкина, освобождение нашими войска­ ми Пушкинских гор. По законам эпики создан в поэме жи­ вой, психологически достоверный образ сер­ жанта Сергея Снежкова, молодого поэта. В его характере нет лихой смелости, не­ унывающей веселости, да и, как будто, черт героических.. Он скромный и даже не ком­ панейский парень. Это не Василий Теркин, это солдат совсем другого склада. ...После схватки, где-нибудь в сторонке Он вновь задумчив и нетороплив, То под березкой или же в воронке Присядет, бийской крупки закурив. И рвется в стих, не соблюдая знаков, Графит от нетерпения кроша. Душа, разгоряченная атакой, Сквозь жизнь и смерть прошедшая душа. Начинается штурм Святогорского мона­ стыря, и образ Снежкова раскрывается пе­ ред нами с большой глубиной. Мы с напря­ жением следим за психологическим процес­ сом созревания в нем героического порыва, очень близко ощущаем, как в его душе рождаются и крепнут различные чувства, сливаясь в цельное стремление к подвигу. Герой поэмы понимает, что лежать перед сотней метров «ничейной» земли подразде­ лению нельзя, иначе «заметет весь взвод -осколков вьюга». Выход один — бросок впе­ ред. «И рвутся мины, завывая, чтоб пре­ градить поэту путь»,— это точно сказано: мины преграждают путь, взводу, а Снежко- ву кажется, что —Пушкину, который «идет навстречу освободителям своим». Молодой поэт всегда страстно верил, что — Должно, должно когда-нибудь. Хоть на одно мгновенье, В его простой душе сверкнуть Такое вдохновенье... И вот сейчас вдохновение, как самый высокий порыв духа, только и способный привести к подвигу, пришло к нему. Все слилось воедино: и солдатское стремление выйти из-под огня броском вперед, и высо­ кое чувство любви к Пушкину, и ненависть •к врагам, и накал поэтической души. Смердову удалось в образе своего героя раскрыть психологию подвига в ее последо­ вательном созревании и взрывном проявле^- нии. В этом своеобразный и значительный вклад поэта в разработку темы Великом Отечественной войны. В произведениях последних лет снова ■берет верх публицистика. Стих как бы отя­ желел с годами; оснастился длинными пе­ риодами, прозаизмами, затрудненной рит­ микой. Словно новая эпоха с ее сложным динамизмом возбудила в поэте не столько эмоции, сколько рационалистические раз­ мышления. Если в Ильичеву правду и мечту душой поверил. Жилмассив наш, как свое родное, кровное, люби ты... Не тесна Земля, но во Вселенную распахиваем двери. Поднимаем потолок людской на звездные орбиты. Поэма «Жилмассивы» построена как публицистическое раздумье, обращенное к единой семье советских людей. В ней есть гражданственное волнение, поэт выверяет Лениным нашу современность и за всеми сегодняшними недостатками, недоделками призывает увидеть главную суть: Жилмассивы... Жилмассивы... Жилмассивы... Обжилось и обыденно серым это слово стало. А вглядись да вникни — как певуче и красиво, Как оно масштабно — из стекла, бетона и металла! Но, при всей значительности и привлека­ тельности пафоса поэмы, она очень затруд­ нена для непосредственного, эмоционально­ го читательского восприятия. Наиболее интересным из поэтических ра­ бот А. Смердова последних лет представля­ ется лирико-философский цикл стихов «Пе­ реписка с близкими», где некоторые важ­ ные идеи и проблемы современности сли­ лись с живыми и золнующими раздумьями и эмоциями автора... В одном из стихотворений о строитель­ стве Новосибирской ГЭС «Гость с Волго- Дона» А. Смердов когда-то так написал о машинисте шагающего экскаватора: И его водитель, горд и весел. Под моторный гул, под гром земли,— Жаль, обских еще не знает песен,— Ласково поет про Жигули. В этих строчках выражена назревшая к тому времени общественная потребность. Сибирь уже определилась как ярко своеоб­ разный, мощный край социалистического строительства. Сложившийся внутри рус­ ской нации сибирский характер в годы Ве­ ликой Отечественной войны стал известен всему миру. Но в наиболее массовом жанре поэзии — в песне —это еще не отразилось. Эту общественную потребность первым уло­ вил и постарался реализовать Василий Ми­ хайлович Пухначев. Не случайно такую за­ дачу взял на себя самый коренной сибиряк из старшего поколения новосибирских поэтов. Родился В. Пухначев в селе Волчно- Бурлинском, под городом Камень, на Алтае. Здесь, на реке Бурле, с незапамятных вре­ мен селились воронежцы, тамбовцы, укра­ инцы. Память о родных местах они лелея­ ли в песнях. Сибирские мотивы мешались тут с тамбовскими припевками, с раздоль­ ными украинскими мелодиями. Это был песенный край. Незадолго до войны В. Пух­ начев объездил Нарым, побывал в старо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2