Сибирские огни, № 04 - 1972
любимой, что у нас в Сибири есть неисчис лимые богатства, но к ним мы прибавим новые, перенесем своими руками сады из южных краев. Он не просто, так сказать, «информирует» женщину, а желает увлечь ее общественной целью, ставшей личной, за душевной мечтой самого поэта: И когда, по праву торжествуя, Мы пойдем по молодым садам. Яблоко созревшее сорву я И тебе, любимая, подам. Яблоко, взлелеянное нами! Полюби же родину мою,— Лес седой и звезды над горами, Полюби, как я тебя люблю! В этой просьбе, мгновенно, кажется, вы рвавшейся из души, есть мудрая наивность, только лишь и свойственная поэзии. В стихотворении «Последний привал» поэт, после похода по шорской тайге, сидит ночью у костра, поблизости от только что построенного гиганта индустрии — Кузнец кого металлургического комбината: Я отзвуки города слышу. И вот на лесном берегу Под пихтой, надежной, как крыша, Последний костер разожгу, Последнюю ночь скоротаю... Как-то привычней было бы изобразить КМК в индустриальном грохоте, в зное от крытых леток доменных печей. Но поэт на ходит своеобразную точку восприятия — из тайги, с глухого берега, где «ни шорох, ни шум не встревожит таежную, чуткую тишь», где зарево плавок видно «над кедрами». За этой тихой, задумчивой картиной мы ощу щаем масштабное явление: в вековечной глуши вырос гигант индустрии, дикая тайга становится обжитой. Но, вместе с тем, в стихотворении все время звучит интимный мотив, то уходя вглубь, то выявляясь непосредственно: Далекая, если б я мог,— Я б запахи ночи широкой, И сладкий кедровый дымок, И струи певучие Мрасса, И гул каратагской пурги...— Я все бы тебе на память • В походной принес суме, Чтоб ты, горожанка, познала И глуби, и дали, и высь, Где ветры и гул аммонала В единое эхо слились. Восприятие природы только в связи с человеческими деяниями раскрывается и в послевоенных стихах, в том числе и в «Вес не на Оби». В те дни, когда XIX съезд партии принимал очередной пятилетний план, в который включалось строительство Новосибирской ГЭС, на Оби долго не было ледостава, больше того, она небывало раз лилась в октябре 1952 года. Два эти собы тия объединились в сознании поэта: Небывалое что-то сталось В эти дни с рекою: она Вдруг стряхнула с себя усталость, Всколыхнулась до самого дна. Будто льдов разметав оковы, Разволнована до глубин, Тотчас хлынуть была готова На стальные винты турбин. В стихотворении есть поэтическая сила, ибо воображение поэта разбужено востор гом, удивлением по поводу такого знамена тельного совпадения явлений общественно го и природного характера. И все-таки «Весна на Оби», так же, как и последую щие «Слово о хлебе» и «Сказание о море», гораздо прямолинейней, патетичней, чем «Яблоко» или «Последний привал», вероят но потому, что эти послевоенные стихи ли шены плана лирического, интимного. А. Смердов —лирик по склонности ду ши и публицист по устремлениям, по психо логическому комплексу, выработанному всей его биографией. И тут выявляется некое противоречие. Когда из многоплановой свя зи: личная любовь — сибирская природа — общественные дела,— выпадала интимная лирика, то стих немедленно слабел, терял душу. Есть у Смердова стихотворение «Весна», написанное в начале пятидесятых годов. Кажется, нет ничего ближе для лирическо го поэта, чем неисчерпаемая, вечно эмоцио нальная тема весны. Но Смердов на сей раз не захотел быть лириком, он деловито перечисляет хрестоматийные приметы вес ны — «запели птицы, мир шумит зеленый», «и рвется к небу поросль молодая» —лишь для того, чтобы сотворить лозунговое обоб щение: «Наш новый век. Да будет нерушим высокий мир, который мы вершим». Чуть ли не все стихи в книге «Наш день», ¡вышедшей в 1953 г., написаны таким образом. Несомненно, на поэта оказали вли яние те самые литературно-критические взгляды, согласно которым лирика не может выразить героическую суть эпохи. Если Стюарт осталась верна лирике, пронесла ее в неприкосновенности до новых времен, то в Смердове рационалистическое стремление к политическим обобщениям, к публицисти ке жило довольно прочно, а лирическая под основа, вероятно, с годами ослабела. А. Смердова издавна тянуло к эпике, в нем всегда жила неуемная жажда выйти за грани своего таланта, разломать его рамки. Возвращаясь к сопоставлению двух на ших старших поэтов, можно сказать, что если Стюарт пила «не полным кубком», сдерживая свои возможности, не допуская «безумия в стихах», то Смердов, наоборот, все время рвался испытать себя дальше пре делов своего таланта, даже ошибаясь и ушибаясь, терпя неудачи. Такие его работы в эпическом жанре, как «Геохимическая поэма», «Товарищ Ва лериан», «Мои земляки», не оставили за метного следа в поэзии. Но однажды ему удалось сломать все грани, вырваться до новых пределов и прочно войти в советскую поэзию поэмой «Пушкинские горы». Прообразом героя поэмы Сергея Снеж- кова является молодой новосибирский поэт Борис Богатков. Он сражался в рядах Си-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2