Сибирские огни, № 04 - 1972
словно сигнал «SOS»: «Транзистор играет. Антенна торчит». Строки, рифмующиеся с рефреном, варьируют острые, тревожные вопросы: «А может быть, все-таки сердце стучит?», «А может быть, сердце и вправду молчит?». Позднее, под вечер. Рука все грузней, И худеньким плечикам Тяжко под ней... Уже такие стихи, как «Женщине», «Бы вает — рощи золотые словно», «Черемуха», «В парке», свидетельствуют об уверенном и тонком мастерстве Стюарт. У нее превос ходная наблюдательность и чувство образа. Это мы замечаем, воспринимая с улыбкой веселое и смешное открытие в стихотворе нии для детей: «Рыбкам выпрыгнуть на воздух — все равно, что нам нырнуть». Это мы видим, любуясь зорко подмеченными подробностями природы: «Опустела паутина на осеннем холодке, только алый лист оси ны в ней лежит, как в гамачке», «Белый гриб — на макушке листик, лихо сдвинутый, как берет» и т. д. Культура стиха у Стюарт высока. С уди вительным лаконизмом поэтесса умеет вы разить глубокое психологическое движение и при этом прекрасно инструментовать строфу: Мне любо мгновение это, Когда, утолиться спеша, В волненье другого поэта Моя заглядится душа. Строфа пронизана внутренними рифмами, которые не выпирают, не самодовлеют, а придают стиху особенную музыкальность, соответствующую настроению. К тому же поколению, что и Стюарт, принадлежит Александр Иванович Смердов. Родился он в 1910 году на Урале, детство провел в селе Каргат Новосибирской обла сти, среднюю школу окончил в Новосибир ске, был секретарем школьной комсомоль ской организации, потом стал студентом Планового института, потом ушел на жур налистскую работу в областную комсомоль скую газету. Политические, партийные истины своего времени, к которым Стюарт шла через жи тейские осложнения, через самоуглубленные раздумья, для Смердова явились органичны ми с юности. Главные линии этих поэтиче ских сверстников заключаются в том, что Стюарт наиболее сильно выразила драма тическую сторону своей эпохи, а Смердов — ее задорную, победную суть. Начал он с подражания Маяковскому и скоро влился в тот идейный и стилевой по ток, который был представлен Я. Смеляко- вым и Б. Корниловым, близкими ему по ду ху комсомольскими поэтами. Если в поэзии Стюарт чувство одиноче ства прорывается довольно часто, то поэзии Смердова оно совсем незнакомо. И в ранних и в поздних его стихах выражено коллекти вистское мироощущение. Творчество Е. Стюарт и творчество А. Смердова не противостоят, а дополняют друг друга, как бы придают стереоскопич ность поэтическому образу эпохи. А. Смердов не обладает такой тонкой, изощренной техникой стиха, Как Е. Стюарт, он менее самоуглублен и психологичен. Он не заметит беретика-листа у гриба на ма- кушйе, но безошибочным глазом художника воспримет краски осеннего вечера на гор ной реке. Он более импрессионистичен, чем Стюарт с ее обостренным вниманием к под робностям: Плывем, а гор бока крутые. Как ткань бухарская, пестры. Берез фонтаны золотые, Рябин багровые костры. Уже смолкают птичьи клики. И в темных омутах реки Порхают гаснущие блики. Как голубые мотыльки. В стихотворении «Поединок» реальные образы двух слившихся рек тоже не дета лизированы, схвачены лишь самые главные их отличия: «Мчится шумная, как песня, голубая Кобыр-су», «Роет горы, лес корчу ет Мрасс, порывист и могуч». Поэта взвол новали не реки сами по себе, а олицетворе ние в них страстей человеческих. Реальные черты рек и переносный смысл образов сливаются воедино, создавая дина мичный эмоциональный эффект, раскрывая отношения двух людей, неуступчивых и гор дых, но уже слитых во взаимной страсти... К природе А. Смердов обращается часто, но она никогда не служит для него местом тишины, успокоения, отдыха. Одним из пер вых поэтов он выразил пафос социалисти ческого преобразования Сибири. В этом смысле он очень сибирский поэт, беспредель но влюбленный в свой обновляемый край. Если в стихах Вивиана Итина, одного из предшественников нынешних новосибирских поэтов, жила еще только мечта о будущем облике Сибири, принимавшая формы роман тические и даже фантастические, то Смер дов выступил как непосредственный свиде тель, участник и певец индустриального, на учного и культурного рождения новой Си бири. Этому посвящена равняя «Геохимическая поэма», где поэт, увлеченный перспективами использования минеральных богатств Ку- лунды, попытался опоэтизировать самые про заические, «производственные» явления: Я слышу — в горячих котлах солеварен Клокочет рассол и поет вода, И глыбы солей веселые парни' Сгружают в товарные поезда. Любимую сибирскую природу поэт вос принимает не как статическую самоценность, а только в движении, в изменении ее чело веком. Это — сложное и своеобразное ми роощущение, где образ природы восприни мается через пафос ее преобразования, а общественное чувство вполне сливается с личным, с любовью к женщине. В стихотворении «Яблоко» поэт говорит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2