Сибирские огни, № 04 - 1972
бенно проявилось всенародное единство, Стюарт почувствовала полную свою слиян- ность с народом. Для нее война—это, прежде всего, раз рушение быта, отказ от привычного и нор мального уклада жизни во имя победы над врагом. Как это трудно — взгляд последний кинуть На комнату. Поправить половик. На место кресло старое подвинуть И к тишине прислушаться на миг. Поджечь все это тоненькой лучиной. Чтоб ничего не оставлять врагу. В 1942 году Стюарт пишет одно из луч ших своих стихотворений — «Женщине». Она обращается к женщинам будущего, ко торые не будут знать, что такое убитый любимый, разрушенный дом, холод и го лод: «Ты будешь жить на много лет позд ней, ты будешь жить во много раз светлей». Стихотворение воспринимается как совре менное, нашедшее, наконец-то, через три десятилетия, своего адресата: И если друг, единственный и милый, Придет к тебе, как жаждущий к ручью,— За то, что я теперь не долюбила. Всю нежность подари ему свою. Над колыбелью сына наклоняясь, Ты улыбнешься в темноте ночной. Люби его, от горя охраняя, За всех детей, не выношенных мной. После войны, в конце сороковых и нача ле пятидесятых годов, литературная крити ка обратила внимание на творчество Стюарт и отнеслась к ней сурово. Поэтессу упрека ми в камерности, в оторванности от боль шой жизни народа. Дело в том, что в лите ратурной критике 1946—1955 годов довольно авторитетным- было мнение, что лирика не «ожет выразить героический дух эпохи. Но творчество Стюарт отражало объек- -ивный факт: старшее поколение нашего об щества пережило очень трудное время — гражданскую войну, тридцатые годы, Вели кую Отечественную войну, период восста новления. Поэтесса точно ответила на упреки: Вас было много, Золушек безвестных. Чьи руки перепачканы в золе, Чьи женйхи, не возвратясь к невестам, Лежали, погребенные в земле. Но если б, все пересчитав утраты. Строка вам дань по праву отдала. Она бы не казалась виноватой, Что не была светла и весела. Стюарт работает в том стилевом русле русской поэзии, которое, скорее всего, идет от Блока и Ахматовой. Она сама понимает диапазон своей лирики, в котором ей вдруг становится иногда мучительно тесно: Я пью на всех земных пирах Лишь оттого неполным кубком. Что нет безумия в стихах, Благоразумия в поступках. С годами сложились в ее поэзии неко торые стереотипы, излюбленные образы. Та ковы многочисленные дожди, тишина, «зо лотой запас чувств и мыслей», «чистое зо лото каждой строки». Но, в русле великих образцов, при некотором самоповтореиии, Стюарт все равно создала свои поэтические ценности. Она раскрыла нам судьбы и души женщин своего поколения с трудной судь бой, нашла в себе большую духовную силу, чтобы поддержать, ободрить, вселить еще большее мужество в них. Этому посвящена поэма «Анна» — о сибирской колхознице, на долю которой выпали все тяготы воен ных лет. Этому посвящены стихи, где звучит те ма преодоления: преодоление ушедшей любви, усталости, непонимания — преодоле ние во имя жизни и человечности. Многие стихи Е. Стюарт имеют непреходящую нравственную ценность: раскрывают людям их же красоту, вливают в усталые сердца новые силы и надежды. Стюарт постоянно обращается к моло дежи — к тем самым молодым и счастли вым, теперь уже воочию увиденным, к ко торым она обратилась однажды в суровом сорок втором году. Молодежь не принимает голых упреков, когда ей противопоставляют старое поколе ние под лозунгом: «Вы, нынешние, ну-тка!». Стюарт остро чувствует это, соединяя тре бовательность и даже суровость с любовью и верой в молодежь. Подрастают мальчишки. Что знают войну понаслышке. Избалованы слишком И самоуверенны слишком, Подрастают девчонки, Не видавшие «похоронки»... «И какие ни есть эти девочки, мальчи ки —то скептичны не в меру, то слишком запальчивы»,— они идут на смену нам, и поэтесса верит в них: Это мальчикам с их шелухою словесною Становиться бесстрашными, умными, честными. Это девочкам с их маникюрами, пудрами. Становиться спокойными, верными, мудрыми. Стюарт тонко входит в юные души, предъявляя высокие критерии красоты, изя щества, благородства. В стихотворении «Че ремуха» паренек признался девушке в люб ви, «а вчера без спроса, силою, в первый раз поцеловал». Девушка готова ответить на любовь, но насильственный поцелуй ос корбил ее, и она ушла. Сам себя в недавнем промахе Упрекает паренек. Расцветающей черемухе Нужен нежный холодок. Много стихов написано о тех из моло-. дых, которые бездумно относятся к любви и, вообще, к этическим нормам. Были стихи злые, иронические, снисходительные. А Стю арт написала стихотворение печальное и тре вожное, заставляющее больно дрожать ка кую-то струну в наших душах («В парке»). Парень с девчонкой молча, скучая, гуля ют по кругу, и на ее плечах привычно ле жит его рука. То через три, то через четы- ры строфы рефреном повторяются строчки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2