Сибирские огни, № 04 - 1972

Анатолий НИКУЛЬКОВ П о эты бол ьш о го города Прозаику и критику Анатолию Васильевичу Никулькову исполнилось 50 лет. Он хорошо известен нашим читателям и по романам «В буче», «На планете, мало оборудованной», и по сборнику литературно-критических статей «Пути упорных поисков», и по монографии «Леонид Мартынов». Ниже публикуется новая критическая работа А. В. Никулькова. В СССР существует многонациональная советская поэзия как цельное, являющее миру идейно-художественное единство, при всем разнообразии национальных черт и индивидуальных почерков. Существуют и поэзии национальные, и среди них, как наи­ более мощный поток,— великая русская. В свою очередь, внутри русской поэзии есть, так сказать, микромиры, сосредоточен­ ные по отдельным городам и весям. В крупных городах России, где работают большие отряды поэтов, происходит посто­ янное взаимодействие индивидуальностей внутри «микромира». Ведь недаром мы го­ ворим о ленинградском поэтическом стиле, часто поминаем смоленскую школу, опреде­ ляя некие общие черты в творчестве А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Ры- ленкова. В нашем очерке речь пойдет о Новоси­ бирске. В этом городе, насчитывающем бо­ лее миллиона жителей, имеющем от роду менее восьмидесяти лет, поэзия начала раз­ виваться только с появлением журнала «Сибирские огни», то есть не более полуве­ ка тому назад. Еще не приходится говорить о новоси­ бирской школе; ныне живущие в Новоси­ бирске поэты, собственно, являются зачина­ телями, которым суждено создать поэтиче­ ское лицо большого города. Очень немного имен, таких, как В. Итин, И. Мухачев, Н. Алексеев, можно назвать в качестве их предшественников. Творчество новосибир­ ских поэтов еще не рассматривалось в це­ лом, как определенное единство, при всем различии индивидуальностей. Данный очерк является первой попыткой такого рода. Нынешние новосибирские поэты пред­ ставляют несколько поколений — от Елиза­ веты Стюарт, которая опубликовала первые свои стихи в 1929 году, до Александра Плитченко, который родился в конце Вели­ кой Отечественной войны. Поколение за по­ колением приходит в поэзию, старые и мо­ лодые творят во взаимодействии, взаимо­ влиянии, в отрицании или продолжении тех или иных традиций. Это движение поэзии во времени, посто­ янное появление в ней молодых голосов, не упраздняющих старые, а расширяющих об­ щую полифонию, автор и стремится отра­ зить в своем очерке на примере одного — новосибирского—отряда советских поэтов. Сложное время, трудные судьбы выпали на долю поколения, к которому принадле­ жит Елизавета Константиновна Стюарт. 12—14-летней девочкой пережила она граж­ данскую войну в Сибири, в родном городе Томске, колчаковщину и последовавшую за ней разруху. Первые книжки Е. Стюарт, которые вы­ шли в 1936—1940 годах, написаны для де­ тей. В стремительно меняющейся, жестокой, не всегда понятной жизни поэтесса обрати­ лась к извечной ценности, заключающей в себе будущее,— к детям. Книга стихов для взрослых — «Города будущего» —вышла уже во время войны, в 1943 г. Может быть, впервые в тяжкую военную пору, когда осо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2