Сибирские огни, № 04 - 1972
нии, «явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса», мы не можем пройти мимо того положения, что «критика все еще недостаточно активна и последовательна в утверждении револю ционных, гуманистических идеалов искусст ва социалистического реализма, в разобла чении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских тече ний, в борьбе с различного рода немарк систскими взглядами на литературу и ис кусство, ревизионистскими эстетическими концепциями». Нельзя не указать еще на одну «бо лезнь» нашей критики, которой страдают больше всего периферийные журналы. Это болезнь некоей локальности литературных пристрастий и интересов, своеобразного ли тературного «областничества», когда журна лы замыкаются в географических рамках и «варятся в собственном соку». И хотя мы на словах всячески открещиваемся от та кого литературного «областничества», на деле же, практически — вольно или неволь но проходим часто мимо многих литератур ных явлений и творческих проблем всесоюз ного, принципиального значения и звучания. 1ак, скажем, прямое дело «Сибирских ог ней» — охватить как можно полнее литера турную жизнь Сибири, глубже проникнуть в суть сибирского литературного процесса, но не изолированно, а имейно как составной части литературного движения в стране в целом. Не секрет также, что мы иногда предвзято смотрим на рецензирование книг, изданных за Уральским хребтом, считая эго обязанностью и привилегией журналов сто личных, ленинградских, «Дона», «Волги» и т. д. Но если мы не будем говорить о ка ких-то интересных художественных вещах, появившихся в Европейской части страны, то как же будем участвовать и влиять на общесоюзный литературный процесс? Иное дело, что формы и жанры критического раз говора могут и должны быть разнообраз ными. К этому Постановление ЦК КПСС нас и призывает. Несколько слов о рецензировании как та ковом и о принципах отбора материала в этом разделе. Пока у нас, не только на страницах «Сибирских огней», преобладает принцип «сибирики», т. е. рецензирование в первую очередь книг писателей-сибиряков (либо живущих в Сибири, либо с нею тесно связанных, тематически или биографически). И, как всегда, жизнь и тут дает нам пред метный урок, ломая слишком умозритель ные построения и схемы, оказываясь богаче и полнокровней. В прошлом году критика «Сибирских ог ней», в частности, говорила о писателях Е. Пермитине, Г. Маркове, С. Сартакове, A. Иванове, Е. Евтушенко, Н. Задорнове, B. Шукшине, В. Лихоносове и других, кто давно уже не живет в Сибири. Вместе с тем, это был разговор и о значительных произ ведениях современной литературы в целом, хотя писатели эти. и не забыты столичной критикой и прессой. Короче говоря, и в практику редакцион ной работы, в частности, рецензирования,, надо вносить побольше духа творчества, ста вить большие творческие проблемы, чего требует от нас Постановление ЦК КПСС. В этом партийном документе и решениях Пленума Правления Союза писателей СССР выражена серьезная озабоченность воспита нием квалифицированных кадров критиков и литературоведов. Для Сибири и Дальнего Востока это особенно важный вопрос, ибо здесь, даже в соотношении с литературными силами и издательской продукцией, кадры критиков несоразмерно малочисленны. Как бы то ни было, эти кадры нужно растить, а это дело нелегкое, и оба Постановления! прямо указывают, кто этим должен зани маться. В конце прошлого года Новосибирская' писательская организация и редакция «Си бирских огней» провели первый семинар мо лодых критиков, где были обсуждейы лите ратурно-критические работы 9 авторов. По' единодушному мнению руководителей семи нара, молодые критики Б. Тучин, В. Шапош ников, Б. Юдалевич, Э. Фонякова, С. Гим- мель, Р. Дериглазов, А. Раппопорт должны, стать активными участниками литературно го процесса, авторами литературно-критиче ских выступлений на страницах журнала, местных газет, радио и телевидения. По добный же семинар был проведен в ноябре 1971 года в Иркутске. В плане работы Но восибирской писательской организации зна чатся и такие интересные формы работы по привлечению внимания к современной ли тературно-художественной критике, как об суждение рукописей молодых критиков, «Дни критиков» в библиотеках, организация факультативного семинара по критике в Но восибирском пединституте, подготовка сбор ника статей молодых критиков и др. В це лях активизации литературно-критической мысли, литературоведческой исследователь ской работы, при поддержке писательской общественности, Западно-Сибирским книж ным издательством предпринят выпуск се рии «Литературные портреты», «Литератур ное наследство Сибири» и другие издания. Наконец, как сказано в Постановлении Пле нума Правления Союза писателей СССР, критики отныне будут привлекаться к по ездкам писательских бригад по стране, полу чать творческие командировки и все то многое другое, без чего невозможно совер шенствование марксистско-ленинской подго товки и профессиональной квалификации кадров критиков, укрепление их связей с жизнью, с нашей кипучей и динамичной действительностью. И все это направлено на решительное повышение идейно-художе ственного уровня литературно-художествен ной критики, ее роли в творческом процес се советской литературы и искусства, в ду ховной созидательной жизни народа В. КОРЖЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2