Сибирские огни, № 04 - 1972

нии, «явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса», мы не можем пройти мимо того положения, что «критика все еще недостаточно активна и последовательна в утверждении револю­ ционных, гуманистических идеалов искусст­ ва социалистического реализма, в разобла­ чении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских тече­ ний, в борьбе с различного рода немарк­ систскими взглядами на литературу и ис­ кусство, ревизионистскими эстетическими концепциями». Нельзя не указать еще на одну «бо­ лезнь» нашей критики, которой страдают больше всего периферийные журналы. Это болезнь некоей локальности литературных пристрастий и интересов, своеобразного ли­ тературного «областничества», когда журна­ лы замыкаются в географических рамках и «варятся в собственном соку». И хотя мы на словах всячески открещиваемся от та­ кого литературного «областничества», на деле же, практически — вольно или неволь­ но проходим часто мимо многих литератур­ ных явлений и творческих проблем всесоюз­ ного, принципиального значения и звучания. 1ак, скажем, прямое дело «Сибирских ог­ ней» — охватить как можно полнее литера­ турную жизнь Сибири, глубже проникнуть в суть сибирского литературного процесса, но не изолированно, а имейно как составной части литературного движения в стране в целом. Не секрет также, что мы иногда предвзято смотрим на рецензирование книг, изданных за Уральским хребтом, считая эго обязанностью и привилегией журналов сто­ личных, ленинградских, «Дона», «Волги» и т. д. Но если мы не будем говорить о ка­ ких-то интересных художественных вещах, появившихся в Европейской части страны, то как же будем участвовать и влиять на общесоюзный литературный процесс? Иное дело, что формы и жанры критического раз­ говора могут и должны быть разнообраз­ ными. К этому Постановление ЦК КПСС нас и призывает. Несколько слов о рецензировании как та­ ковом и о принципах отбора материала в этом разделе. Пока у нас, не только на страницах «Сибирских огней», преобладает принцип «сибирики», т. е. рецензирование в первую очередь книг писателей-сибиряков (либо живущих в Сибири, либо с нею тесно связанных, тематически или биографически). И, как всегда, жизнь и тут дает нам пред­ метный урок, ломая слишком умозритель­ ные построения и схемы, оказываясь богаче и полнокровней. В прошлом году критика «Сибирских ог­ ней», в частности, говорила о писателях Е. Пермитине, Г. Маркове, С. Сартакове, A. Иванове, Е. Евтушенко, Н. Задорнове, B. Шукшине, В. Лихоносове и других, кто давно уже не живет в Сибири. Вместе с тем, это был разговор и о значительных произ­ ведениях современной литературы в целом, хотя писатели эти. и не забыты столичной критикой и прессой. Короче говоря, и в практику редакцион­ ной работы, в частности, рецензирования,, надо вносить побольше духа творчества, ста­ вить большие творческие проблемы, чего требует от нас Постановление ЦК КПСС. В этом партийном документе и решениях Пленума Правления Союза писателей СССР выражена серьезная озабоченность воспита­ нием квалифицированных кадров критиков и литературоведов. Для Сибири и Дальнего Востока это особенно важный вопрос, ибо здесь, даже в соотношении с литературными силами и издательской продукцией, кадры критиков несоразмерно малочисленны. Как бы то ни было, эти кадры нужно растить, а это дело нелегкое, и оба Постановления! прямо указывают, кто этим должен зани­ маться. В конце прошлого года Новосибирская' писательская организация и редакция «Си­ бирских огней» провели первый семинар мо­ лодых критиков, где были обсуждейы лите­ ратурно-критические работы 9 авторов. По' единодушному мнению руководителей семи­ нара, молодые критики Б. Тучин, В. Шапош­ ников, Б. Юдалевич, Э. Фонякова, С. Гим- мель, Р. Дериглазов, А. Раппопорт должны, стать активными участниками литературно­ го процесса, авторами литературно-критиче­ ских выступлений на страницах журнала, местных газет, радио и телевидения. По­ добный же семинар был проведен в ноябре 1971 года в Иркутске. В плане работы Но­ восибирской писательской организации зна­ чатся и такие интересные формы работы по привлечению внимания к современной ли­ тературно-художественной критике, как об­ суждение рукописей молодых критиков, «Дни критиков» в библиотеках, организация факультативного семинара по критике в Но­ восибирском пединституте, подготовка сбор­ ника статей молодых критиков и др. В це­ лях активизации литературно-критической мысли, литературоведческой исследователь­ ской работы, при поддержке писательской общественности, Западно-Сибирским книж­ ным издательством предпринят выпуск се­ рии «Литературные портреты», «Литератур­ ное наследство Сибири» и другие издания. Наконец, как сказано в Постановлении Пле­ нума Правления Союза писателей СССР, критики отныне будут привлекаться к по­ ездкам писательских бригад по стране, полу­ чать творческие командировки и все то многое другое, без чего невозможно совер­ шенствование марксистско-ленинской подго­ товки и профессиональной квалификации кадров критиков, укрепление их связей с жизнью, с нашей кипучей и динамичной действительностью. И все это направлено на решительное повышение идейно-художе­ ственного уровня литературно-художествен­ ной критики, ее роли в творческом процес­ се советской литературы и искусства, в ду­ ховной созидательной жизни народа В. КОРЖЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2