Сибирские огни, № 04 - 1972

дороги. Через 12 минут, в 23 часа 52 мину­ ты, станция Протопопове его принимала, а еще через 10 минут отправляла на Ряж­ ений вокзал. В 0 часов 32 минуты по петер­ бургскому, или в 1 час 1 минуту ночи по местному, почтово-пассажирский поезд № 4 уходил с Рижского вокзала на Узловую, Скопин, Ряжск. Утро 24 февраля 1897 года застало В. И. Ленина в Ряжске. По петербургскому времени было 7 часов 40 минут. Стоянка продолжалась ровно два часа. Во вторник 25 февраля 1897 года в 2 часа дня по петербургскому, или в 3 часа 19 минут по местному времени, поезд при­ бывал в Самару1. Стоянка была здесь по расписанию 47 минут. Железнодорожное «происшествие» и объяснение «с начальст­ вом» в Самаре лишний раз подтверждают, что В. И. Ленин ехал из Тулы с поездом № 4, а не с дневным № 6, который прибы­ вал в Самару в 3 часа 37 минут ночи по местному времени. Ведь «железнодорожное начальство», с которым пришлось «вести бой» В. И. Ленину за дополнительный ва­ гон, можно было найти на вокзале только в дневное время. Да и бодрствующих среди пассажиров ночью бывают лишь единицы. Крутовский же пишет о толпе, собравшейся вокруг Ленина и «железнодорожного на­ чальства». От Самары В. И. Ленин продолжал свой дальнейший путь уже вместе с вра­ чом в одном из купе прицепленного вагона. Уфу Ленин и Крутовский проехали утром 26 февраля. В Челябинск поезд при­ был 27 февраля в 3 часа 2 минуты — в 5 часов 6 минут утра местного времени. Сле­ дующий почтово-пассажирский поезд, опять же под номером 4, «Челябинск—Кривоще- ково» Западно-Сибирской железной дороги отправлялся через 2 часа 28 минут. Утром 28 февраля 1897 года Ленин и его спутник проехали Петропавловск, а вечером — Омск. Через сутки, в 10 часов 20 минут ве- 1 В упоминавшейся работе Е. Владимирова указывается, что В. И . Ленин проехал Самару 24 февраля 1897 года. Дата эта, по-видимому, взята из ошибочного расчета, сделанного в 1928 году (См. «Записки Института Ленина», т. III, 4928, стр, 85—86), чера 1 марта, они прибыли на станцию Кривощеково — левый берег Оби. Во время продолжительного ожида­ ния поезда на станции Обь, на которую переезжали тогда из Кривощеково по льду на лошадях, В. И. Ленин написал письмо матери, а в 9 часов утра (по томскому времени) 2 марта 1897 года В. И. Ленин и В. М. Крутовский продолжали свой путь в почтово-пассажирском поезде № 4 «Обь — Красноярск» Средне-Сибирской железной дороги. Утром, в 8 часов 19 минут томского времени, 4 марта 1897 года они прибыли в Красноярск1. Проезд В. И. Ленина в Сибирь от­ мечен мемориальными досками в Новоси­ бирске и Красноярске. Известный теперь точный график движения позволяет увеко­ вечить памятное историческое событие и на ряде других узловых станций. Важно было бы выяснить, как провел В. И. Ленин 23 февраля 1897 года в Туле. Не встречался ли он здесь со знакомым еще по Самаре статистиком В. А. Ионо­ вым (Чикагинцем), который потом держал корректуру статистических таблиц, прило­ женных к книге «Развитие капитализма в России»? Не в этот ли проезд через Тулу В. И. Ленин получил от него «Памятную книжку Тульской губернии на 1895 год», статьи из которой Ленин использовал в своей работе? Конечно, если бы сегодня были изве­ стны письма Ленина к Ионову, написанные из Красноярска, все было бы ясно. Но письма эти не разысканы, и надо, видимо, попытаться на основании косвенных источ­ ников дать утвердительный или отрицатель­ ный ответ. Кому-то, может быть, и посчастливится. 1 В. М. Крутовский в своих воспоминаниях писал, что весь путь от Самары до Красноярска он и В. И. Ленин проехали в прицепленном новом удобном вагоне. Это утверждение легко опровергается письмом В. И . Ленина со станции Обь. В прицепленном вагоне В. М. Крутовский и В. И . Ленин не могли доехать даже до Криво- щекова: беспересадочные вагоны были только до Челябинска. Беспересадочная поездка в Красноярск стала возможна только после открытия движения на всем протяжении Великого Сибирского пути до Иркутска, то есть с того времени, когда был построен мост через Обь и пущен «Сибирский экспресс»ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2