Сибирские огни, № 04 - 1972

«тальником станции и начальником движе­ ния, жандармом и составителем поездов о необходимости прицепить лишний вагон и хотя несколько разгрузить тесноту. Спор был очень горячий. Окружающая толпа поддерживала требование пассажира. На­ конец, начальство о чем-то пошепталось между собой, и начальник станции, обра­ щаясь к составителю поездов, изрек: «Ну его к черту! Прицепите вагон». Все успо­ коились, а я, зная хорошо порядок наших железных дорог, подумал: должно быть, незаурядный человек этот маленький пас­ сажир, если мог добиться того, чтобы на­ чальство уступило и согласилось прицепить ■еще вагон... После этой сцены я пошел в буфет, .сел к отдельному столику и заказал чай. Вдруг к моему столику подсаживается бун­ тующий пассажир, просит официанта подать ему чернил и перо, после чего, написав не­ сколько открыток по неизвестным мне адресам, пишет на одном из конвертов ад­ рес: «Петербург. А. М. Калмыковой». Тогда я сразу сообразил, кто это, и, ■обращаясь к В. И. Ленину, сказал: — Значит, вы Ульянов? Очень рад позна­ комиться. В. И. Ленин вскочил со стула и, не протянув мне руки, сердитым голосом ответил: — Вы что, сыщик? — Совсем нет. По адресу я вижу, что вы —Ульянов, который едет в Красноярск и о котором мне говорила А. М. Калмыко­ ва. Я давно вас высматриваю в поезде и вот сейчас случайно только наткнулся на вас, а то мы вместе доехали бы до Красно­ ярска, не зная друг друга. В. И. Ленин успокоился. Мы познако­ мились, разговорились, напились чайку и разошлись по вагонам. Я ему указал свой вагон, а он мне, в свою очередь, тот, в ко­ тором он ехал. До отхода поезда оставалось минут 10. Вдруг вбегает ко мне В. И. Ленин и со­ общает, что прицеплен новенький вагон, что он занял в нем двухместное купе, и предлагает мне к нему переселиться. Я, ко­ нечно, сейчас же согласился, и мы вместе перетащили в свое новое помещение его и мои вещи. Действительно, вагончик был совсем новенький и удобный. В нем мы и доехали до Красноярска». Ясно, что Крутовский из Москвы в Си­ бирь ехал без пересадки в Туле. В 1897 году так можно было проехать только в вагоне прямого сообщения «Москва—Челябинск». Вагоны эти имелись лишь в составе одного поезда —почтового № 3 Московско-Кур­ ской железной дороги. С Курского вокзала из Москвы этот поезд уходил в 14 часов 30 минут по петербургскому времени, или в 3 часа дня — по московскому. В Тулу он прибывал в 21 час. 30 минут по петербургскому времени (10 часов вечера— по местному). За время продолжительной стоянки вечером 23 февраля в Туле В. М. Кру­ товский заметил только В. И. Ленина. Провожавших родных он не видел, очевид­ но потому, что они простились с Владими­ ром Ильичей до прихода почтового поезда № 3 «Москва—Курск1». Не случайно поэто­ му как о дорожной новости В. И. Ленин писал 2 марта 1897 года матери со станции Обь (ныне Новосибирск-Главный): «Встретился в нашем поезде с тем са­ мым АггГом, у коего Анюта была в Пе­ тербурге. От него узнал кое-какие по­ лезные для меня вещи насчет Краснояр­ ска и др.»1 2. Воспоминания В. М. Крутовского и письмо В. И. Ленина к матери со станции Обь — неоспоримые свидетельства того, что путь от Тулы до Челябинска Ильич проехал без существенных отклонений от расписа­ ния и без пересадок (если не считать пере­ хода в новый прицепленный вагон) — сначала с поездом № 4 «Вязьма — Батраки» Сызрано-Вяземской железной дороги, а за­ тем с поездом «Батраки —Челябинск» Сама- ро-Златоустовской дороги, который тоже ходил под номером 4. Дата, обозначенная В. И. Лениным в письме к М. А. Ульяновой со станции Обь, дает возможность рас­ писать по дням и часам весь путь его сле­ дования в Сибирь. В самом деле, приехать 2 марта 1897 года на станцию Обь В. И. Ленин мог, вы­ ехав из Тулы лишь поздно вечером 23 февра­ ля, а точнее в ночь с воскресенья 23 февра­ ля на понедельник 24 февраля 1897 года. Целый день ему пришлось пробыть в Туле, потому-то родные и отправились провожать его до этой станции. А дальше? Тем, кто в 1897 году ехал на восток по Сызрано-Вяземской железной дороге, не было никакой необходимости переезжать с Курского вокзала в Туле на Рижский. Поезд из Вязьмы приходил прямо на Кур­ ский вокзал со станции Протопопове по передаточной ветке, соединяющей Москов- ско-Курскую дорогу с Главной линией Сызрано-Вяземской, как уже говорилось, в 9 часов 10 минут вечера по петербургско­ му времени. Через 20 минут прибывал уже знакомый нам почтовый поезд № 3 из Мо­ сквы. Вагоны прямого сообщения «Моск­ ва —Челябинск» отцепляли от москов­ ского и прицепляли к вяземскому поезду. В связи с этим стоянка беспересадочных вагонов на Курском вокзале Тулы длилась 2 часа 10 минут. В 23 часа 40 минут (9 ми­ нут первого ночи по местному времени) вя- земский № 4 отходил от перрона Курского вокзала обратно на станцию Протопопове Главной линии Сызрано-Вяземской железной 1 Если бы В. М. Крутовский, как он считал сам, выехал из Москвы тем же поездом, что и В. И. Ленин, то они познакомились бы много раньше: не в Самаре, а в Москве или Туле. И произошло бы это не случайно, как в Самаре, а, несомненно, по представлению, так как старшая сестра Владимира Ильича знала В. М. Крутовского еще по Петербургу. 2 В. И , Л е н и н , Поли, собр, соч., т, Растр, 23, 450

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2