Сибирские огни, № 04 - 1972
В чем же дело? Почему в двух доку ментах дается разное время? Не было ли в тот день дополнительного поезда в связи с большим скоплением народа, гулявшего в Москве на масленой неделе? Или, может быть, поезд был подан с опозданием? В по следнем случае ему, очевидно, пришлось бы нагонять время в пути, чтобы прибыть в Тулу точно по графику. Некоторые иссле дователи допускают такую возможность. Но надо учесть, что на расстоянии 180 верст при частых остановках наверстать полчаса было не так-то просто. Мало вероятно, хотя не исключено, и то, что могли быть изменения в расписании поездов. С каким же все-таки поездом Ленин и провожавшие его родные уехали из Москвы в Тулу? После изучения расписаний, печатав шихся в февральских номерах «Московских ведомостей», стало ясно, что В. И. Ленин указал время железнодорожное, петербург ское, а надзиратель — местное, московское (разница во времени между старой и новой столицами практически считалась 30 ми нут). Из Москвы в 23 часа петербургского (пулковского) времени уходил последний в эти сутки товаро-пассажирский поезд № 9 «Москва — Курск». Однако на вопрос, каким поездом В. И. Ленин поехал дальше, из Тулы в Че лябинск, в исторической литературе до сих пор прямого и четкого ответа нет1. Можно ли спустя три четверти века восстановить истинную картину? Бесспорно, да. Ответить на этот вопрос сегодня позво ляют следующие документы: 1. Воспомина ния дорожного спутника Ленина врача В. М. Крутовского, ехавшего от Тулы в од ном поезде, а от Самары и в одном вагоне с Владимиром Ильичей2. 2. «Указатель железнодорожных, пароходных и иных пас сажирских сообщений. Зимнее движение 1896—1897 гг.». (Выпуск 5. СПб. 1896). 3. Письмо В. И. Ленина к матери, Марии Александровне Ульяновой, написанное 2 марта 1897 года на станции Обь3. 4. И, на конец, обнаруженные в Центральном госу дарственном историческом архиве СССР письма историка П. Н. Ардашева, с описа нием того, как в конце прошлого века езди- I Обычно авторы исторических работ, посвященных периоду сибирской ссылки В. И. Ленина, ограничиваются упоминанием времени отъезда Владимира Ильича из Москвы и указанием дня прибытия его на станцию Обь — 2 марта и в Красноярск — 4 марта 1897 года. Несколько лет назад в одной историко-краеведческой работе появилось бездоказательное утверждение что В. И. Ленин находился в Туле 2 часа 26 минут, пока происходила передача состава с Московско-Курской на Сызрано-Вяземскую железную дорогу» (см. Е. Владимиров. Поездки и встречи “ ■ И. Ленин в Сибири. 1897—1900 гг. Новосибирск' 1966, стр. 6). На основании каких данных еде- лано это заключение, автор не упоминает. 2 В. М. К Р У т о в с к и й. Ильичем. «Пролетарская № 1(84), стр. 91—94. ’ В. И. Л е н и н . Поли, стр. 23. В одном вагоне с революция», 1929, собр. соч., т, 55, ли через Тулу в Сибирь до окончательной постройки Великого Сибирского пути1. В 1890-х годах в Туле было два вок зала: Курский (ныне Тула-1) и Рижский (в наши дни Тула-3). В. И. Ленин и его род ственники приехали из Москвы на Курский вокзал. Их поезд прибывал по расписанию в 6 часов 31 минуту утра по петербургскому времени, или в 7 часов 1 минуту — по мест ному. Это было уже воскресенье, 23 февраля. В Туле В. И. Ленину необходимо было сделать пересадку на один из поездов дру гой дороги —Сызрано-Вяземской, прохо дящей через город оружейников. По зимнему расписанию 1896—1897 го дов в Тулу на Курский вокзал со станции Вязьма через Протопопово (ныне Плехано ве) приходили два поезда, которыми можно было ехать дальше на Урал и в Сибирь, не переезжая с вещами по городу на Ряжский вокзал: пассажирский № 6 прибывал днем, в 12 часов 15 минут (по петербургскому времени), а почтово-пассажирский № 4 — в 9 часов 10 минут вечера. Какой же поезд предпочел В. И. Ленин? Ехать с дневным пассажирским № 6 явно не было резона: предстояли пересадки в Сызрани и Челябинске. В ожидании поез да Западно-Сибирской дороги «Челябинск— Кривощеково» пришлось бы пробыть в Че лябинске чуть не целый день и провести бессонную ночь. Удобней было ехать вечер ним почтово-пассажирским поездом № 4, к составу которого в Туле прицепливал» прибывавшие из Москвы с почтовым поез дом № 3 вагоны прямого беспересадочного сообщения «Москва—Челябинск». К тому же вечерний поезд № 4 прибывал в Челя бинск чуть ли не на 8 часов раньше дневно го № 6. Предположение это полностью согласу ется со свидетельством дорожного спутника В. И. Ленина — врача В. М. Крутовского и подтверждается расчетами по «Указате лю железнодорожных, пароходных и иных пассажирских сообщений». В 1925 году В. М. Крутовский вспо минал: «...По отъезде из Москвы, начиная от Тулы, я на каждой остановке поезда заме чаю молодого человека небольшого роста, довольно худощавого, с маленькой клино образной бородкой, очень живого и подвиж ного, который все ссорится с железнодорож ным начальством, указывая на ужасное переполнение поезда и требуя прицепки лишнего вагона. Действительно, поезд был перегружен до невозможности. Но, конечно, по обычаю того времени, на протесты и за явления пассажира железнодорожное на чальство не обращало никакого внимания. Так мы прибыли в Самару, где поезд стоял час. Здесь же на перроне разыгры вается более бурная сцена, собравшая толпу пассажиров. Тот же пассажир горячо настаивал перед стоявшим перед ним на- 1 Письма П. Н. Ардашева хранятся в ЦГИА С С С Р , ф. 889, оп. 1, д. 128, л. 109, об. 352.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2