Сибирские огни, № 04 - 1972

до рубля, определить заранее сумму эффек­ та? Однако именно так и делается. Это делают отраслевые главки, министерства. Например, главк шинной промышленности требует от Омского шинного завода: — Даешь миллион рублей экономиче­ ского эффекта от внедрения рационализа­ торских предложений! На каком основании? Учитывая коли­ чество работающих, учитывая прошлогод­ нюю сумму (почти милллион). Почему бы не дотянуть до миллиона, ведь можете? Ярославский шинный три миллиона дает... Завод отвечает: — Надо — так надо, будет миллион! Попробуй, завод, не выполни заданно­ го плана по «достижению экономического эффекта» — не видать ему, как директору своей макушки, призового места в социали­ стическом соревновании среди предприятий министерства, не видать премии... И машина начинает крутиться. Давайте же посмотрим, как крутится эта машина, как она выбрасывает тысячи и сотни тысяч рублей «условного годового экономического эффекта». Только здесь, на заводе, можно увидеть, как работают ее механизмы. Сердце машины — БРИЗ (бюро рацио­ нализации и изобретательства). На Омском шинном это сердце состоит из двух чело­ век •—начальника бюро и инженера. Каза­ лось бы, БРИЗ должен являться штабом творческой организации, родником инициа­ тивы и новых мыслей. На деле же он лишен возможности быть таковым. Он превращен в бухгалтерию, в кассира, в статистика, но только не в организатора. Он не в состоя­ нии сделать ничего большего, кроме как «спустить» цехам планы — размеры того же экономического эффекта в рублях, собрать в конце месяца, квартала, года отчеты и по­ дытожить: набрана нужная сумма или нет? Если набранахорошо! Не набрана—пло­ хо, надо добрать, дотянуть. Правда, есть и другая работа, чисто канцелярская: зарегистрировать предложе­ ния, поступающие из цехов, определить сум­ му вознаграждения автору по готовой шкале, отправить предложения по выше стоящим инстанциям для подписи. Но нет времени и возможностей для главного — определить истинную ценность рационализаторского предложения, побеспокоиться о его быст­ рейшем внедрении, отличить творчество от халтуры и рвачества, выбрать участок, где безотлагательно нужно приложить ум и та­ лант рационализаторов, заняться созданием комплексных бригад, руководить ими. Повторяю: главная забота БРИЗа — натянуть общую сумму заданного плана. Это и создает почву для процветания таких явлений, которые нельзя называть рядом с благородными словами «творчество», «раци­ онализация». Мы их назовем ниже. Штурмовщина — давно опозоренный ме­ тод выполнения производственного плана. С этим злом ведется борьба, и оно пома­ леньку отступает, сдается. Но кто не видел штурмовщины в ее натуральном облике — зайдите в БРИЗ Омского шинного завода в конце месяца или квартала. Здесь такая запарка, что представить трудно. Трещат телефоны, стучат костяшки на счетах, взви­ ваются над столом бумаги: БРИЗ «выби­ вает» из цехов отчеты, натягивает запланиро­ ванную сумму эффекта. В такой горячке все принимается, все засчитывается, а по­ том... вознаграждается. Руководители цехов тоже не в накладе: чем больше эффект от рационализации, тем больше шансов полу­ чить первое место по заводу, а с местом и премию. Существует специальное Положение о рационализации и изобретательстве, и тем не менее. происходит удивительная путаница между рационализацией и мероприятиями, которые выполняются по долгу службы. Это проблема морального плана, проблема совести. Построили помещение для душевых, перегородили его на две половины —муж­ скую и женскую. Перегородку вверху за­ чем-то застеклили. То ли досок не хватило, то ли хотелось, чтобы красиво было. В день открытия душевых произошел скандал: встали люди на подмостки возле шкафов и видят друг друга через стекло: женщи­ ны— мужчин, мужчины — женщин. Наш­ лись шутники, стучат в стекло: — Дуся, давай спину потру! — Отчего это у тебя, Галя, ребра, словно доска стиральная? Не по мне ли сохнешь? Женщины, конечно, взбунтовались, по­ шли к начальнику цеха. Тот дает завхозу команду: «Зашить всю перегородку досками до потолка!..» А у завхоза горячая пора — люди на крыше цеха, готовят его к зиме, каждый человек на учете, каждый час. И вот надо снимать двоих и посылать в ду­ шевые на целый день. Поднялся он на крышу к бригаде и загоревал. Заметил это один рабочий, расспросил, в чем дело, и го­ ворит: «Михаил Иванович, так ведь можно проще сделать: не зашивать верх досками, а закрасить белилами стекло. Работы на полчаса...» Завхоз зацвел, хлопнул себя рукой по коленке: «Ну и голова же у тебя, Семен! Дуй в кладовую, бери полведра кра­ ски и малюй. А я скажу уполномоченному цеха по рационализации, чтобы оформил тебе предложение». Сие можно было бы принять за анек­ дот, если бы в действительности не , появи­ лось такое рацпредложение, которое было «внедрено с экономическим эффектом...» Собственными глазами читал. Вообще, оказывается, подать рацпред­ ложение не составляет для некоторых боль­ шого труда. Такое представление сложилось, к сожалению, у многих руководителей це­ хов, отделов. Например, приходят к началь­ нику цеха ребята из футбольной команды, просят: — Иван Иванович, скоро футбольный сезон, а у нас нет формы. — Ну так покупайте, если нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2