Сибирские огни, № 04 - 1972
до рубля, определить заранее сумму эффек та? Однако именно так и делается. Это делают отраслевые главки, министерства. Например, главк шинной промышленности требует от Омского шинного завода: — Даешь миллион рублей экономиче ского эффекта от внедрения рационализа торских предложений! На каком основании? Учитывая коли чество работающих, учитывая прошлогод нюю сумму (почти милллион). Почему бы не дотянуть до миллиона, ведь можете? Ярославский шинный три миллиона дает... Завод отвечает: — Надо — так надо, будет миллион! Попробуй, завод, не выполни заданно го плана по «достижению экономического эффекта» — не видать ему, как директору своей макушки, призового места в социали стическом соревновании среди предприятий министерства, не видать премии... И машина начинает крутиться. Давайте же посмотрим, как крутится эта машина, как она выбрасывает тысячи и сотни тысяч рублей «условного годового экономического эффекта». Только здесь, на заводе, можно увидеть, как работают ее механизмы. Сердце машины — БРИЗ (бюро рацио нализации и изобретательства). На Омском шинном это сердце состоит из двух чело век •—начальника бюро и инженера. Каза лось бы, БРИЗ должен являться штабом творческой организации, родником инициа тивы и новых мыслей. На деле же он лишен возможности быть таковым. Он превращен в бухгалтерию, в кассира, в статистика, но только не в организатора. Он не в состоя нии сделать ничего большего, кроме как «спустить» цехам планы — размеры того же экономического эффекта в рублях, собрать в конце месяца, квартала, года отчеты и по дытожить: набрана нужная сумма или нет? Если набранахорошо! Не набрана—пло хо, надо добрать, дотянуть. Правда, есть и другая работа, чисто канцелярская: зарегистрировать предложе ния, поступающие из цехов, определить сум му вознаграждения автору по готовой шкале, отправить предложения по выше стоящим инстанциям для подписи. Но нет времени и возможностей для главного — определить истинную ценность рационализаторского предложения, побеспокоиться о его быст рейшем внедрении, отличить творчество от халтуры и рвачества, выбрать участок, где безотлагательно нужно приложить ум и та лант рационализаторов, заняться созданием комплексных бригад, руководить ими. Повторяю: главная забота БРИЗа — натянуть общую сумму заданного плана. Это и создает почву для процветания таких явлений, которые нельзя называть рядом с благородными словами «творчество», «раци онализация». Мы их назовем ниже. Штурмовщина — давно опозоренный ме тод выполнения производственного плана. С этим злом ведется борьба, и оно пома леньку отступает, сдается. Но кто не видел штурмовщины в ее натуральном облике — зайдите в БРИЗ Омского шинного завода в конце месяца или квартала. Здесь такая запарка, что представить трудно. Трещат телефоны, стучат костяшки на счетах, взви ваются над столом бумаги: БРИЗ «выби вает» из цехов отчеты, натягивает запланиро ванную сумму эффекта. В такой горячке все принимается, все засчитывается, а по том... вознаграждается. Руководители цехов тоже не в накладе: чем больше эффект от рационализации, тем больше шансов полу чить первое место по заводу, а с местом и премию. Существует специальное Положение о рационализации и изобретательстве, и тем не менее. происходит удивительная путаница между рационализацией и мероприятиями, которые выполняются по долгу службы. Это проблема морального плана, проблема совести. Построили помещение для душевых, перегородили его на две половины —муж скую и женскую. Перегородку вверху за чем-то застеклили. То ли досок не хватило, то ли хотелось, чтобы красиво было. В день открытия душевых произошел скандал: встали люди на подмостки возле шкафов и видят друг друга через стекло: женщи ны— мужчин, мужчины — женщин. Наш лись шутники, стучат в стекло: — Дуся, давай спину потру! — Отчего это у тебя, Галя, ребра, словно доска стиральная? Не по мне ли сохнешь? Женщины, конечно, взбунтовались, по шли к начальнику цеха. Тот дает завхозу команду: «Зашить всю перегородку досками до потолка!..» А у завхоза горячая пора — люди на крыше цеха, готовят его к зиме, каждый человек на учете, каждый час. И вот надо снимать двоих и посылать в ду шевые на целый день. Поднялся он на крышу к бригаде и загоревал. Заметил это один рабочий, расспросил, в чем дело, и го ворит: «Михаил Иванович, так ведь можно проще сделать: не зашивать верх досками, а закрасить белилами стекло. Работы на полчаса...» Завхоз зацвел, хлопнул себя рукой по коленке: «Ну и голова же у тебя, Семен! Дуй в кладовую, бери полведра кра ски и малюй. А я скажу уполномоченному цеха по рационализации, чтобы оформил тебе предложение». Сие можно было бы принять за анек дот, если бы в действительности не , появи лось такое рацпредложение, которое было «внедрено с экономическим эффектом...» Собственными глазами читал. Вообще, оказывается, подать рацпред ложение не составляет для некоторых боль шого труда. Такое представление сложилось, к сожалению, у многих руководителей це хов, отделов. Например, приходят к началь нику цеха ребята из футбольной команды, просят: — Иван Иванович, скоро футбольный сезон, а у нас нет формы. — Ну так покупайте, если нет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2