Сибирские огни, № 04 - 1972
П РОБЛЕМЫ М Ы С Л И - П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я ИВАН ЯГАН Вознаграждение за букву „у “ Знал я на одном заводе рационали затора, ныне покойного Григория Леонть евича Юрина. С детства он работал слеса рем — и чего только не «навыдумывал» у себя в цехе! Перечислить все и описать нельзя. Один пример приведу. Цех осваивал новый узел, который на до было испытывать на герметичность. А чтобы испытать, необходим специальный стенд. Юрин осмотрел узел, стал думать. Прямо здесь, на участке. При помощи рас кладного метра, угольника и карандаша сделал все расчеты, пошел на склад, на резал металлического уголка, попросил дать ему в подмогу сварщика. К концу вто рого дня стенд был готов. Величиной он по лучился не больше письменного стола и вы сотой такой же. Все имелось на стенде: и приспособление для крепления узла, и все необходимые дырки для ввода шланга, для пуска воды. Причем гнездо крепления сде лали таким, что не только этот узел можно испытывать, но и другие. Талант? Несомненно. Могут подумать, что я сторонник ин дивидуальной рационализации, противник участия инженерной мысли в этом деле. Наоборот, я —за слияние инженерного рас чета с рабочей мудростью и практикой. Примеров содружества инженеров с рабо- чими-рационализаторами —не перечесть; оно вылилось в так называемые комплекс ные бригады рационализаторов. Подобные бригады способны сделать то, чего не мо жет самый талантливый рационализатор- одиночка. С работой одной бригады я хорошо знаком. Ее возглавляет рабочий человек — Александр Александрович Гребнев. Лет восемь назад на участке обработ ки и закалки тракторных роликов работу иначе не называли, как адской. Пудовые ролики вручную устанавливали на агрегат тока высокой частоты (ТВЧ), включали рубильник, выключали, вручную открывали воду для охлаждения, вручную снимали ролики и переносили их к токарным стан кам, вручную сваривали, а потом уже двух пудовую пару носили на другие операции, грузили в машину. К тому же, на закалке люди постоянно были мокры —зимой и ле том. В проходах — вода, горы стружки. Теперь этого участка не узнать — сплошная механизация и автоматизация. Рационализаторы сделали просто: создали так называемый накопитель деталей —что- то вроде огромного спиралеобразного же лоба. Ролики подаются в верхнюю часть желоба по транспортеру, заполняют всю спираль и по уклону сами друг за дружкой, по очереди подкатываются к установке ТВЧ. Там каждый ролик как бы шутя, этак весело спрыгивает в объятия штуки, похожей на печной ухват, и едет на уста новку для закалки. Ухват разводит «руки», и ролик шлепается в гнездо. Не успеет опомниться, как уже покраснел, накалился до сквозного свечения. Где-то что-то щелк нуло, и зашипел ролик под струей воды. Другой ухват вынимает его из гнезда, несет к желобу, ставит на ребро — отсюда он по катится к токарному станку. И тут только встретится с руками человека. Вспоминаю, как я познакомился с ав тором того самого накопителя деталей А. Гребневым. В конторке отделения я встретил старшего мастера. — О, наконец-то к нам пресса пожало вала! Когда наши дела плохи были—загля дывал, критиковал, а теперь, думаю, поче му не заходит? Прошу садиться... Вам луч ших людей назвать, показатели отделения сообщить? Пожалуйста! Эта гостеприимная встреча, бодрый тон мастера добавили мне душевной просветлен ности, которой я зарядился, осматривая преображенный участок, поточную линию. — Да, пожалуй, без этого теперь не обойтись,— говорю,— придется писать о ва ших делах, хвалить, в пример ставить. Но сначала назовите главного виновника та ких приятных перемен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2