Сибирские огни № 03 - 1972

раскры тии р усско го наци он ал ьн ого х а р а к т е р а, к которой стрем и л ся ав тор. Б огаты й исторический м атери ал о р усски х п е р в о п р о хо д ц а х Си би ри и Д ал ь н его В о ст о к а заклю чал и в себе зам етки С . М а р кова « Л ю д и Т и хо го о к еа н а» , п у б л и к о в ав ш и еся в 1944 год у в «С и б и р ск и х огн я х». К это м у ж е врем ени относи тся интенсивная р аб о т а п и сателя н ад и стор и ко -би о гр аф и ческим ро м ан о м о р усско м и сследовател е А л я ск и Л . А . З аго ск и н е «Ю к о н ск и й в о р о н »1- Е щ е в 1925 го д у С . М а р к о в п и сал своем у т о в ар и щ у п о п ер у, что на него п р о и зво д я т о со б о сил ьное впечатлени е контрасты — «гр ан и ц а м е ж д у м иром культурны м и почти библейским и н равам и и о бы ч ая м и » н а р о д а, им о п и сы ваем о го 2. Н а п о добны х к о н т р астах строи тся и р о м ан «Ю к о н ск и й во ро н ». Н а одн ом иолю се р о м ан а галерея вполне цивили зованны х чиновников Р о сси й ск о -А м ер и кан ско й ком пании от н ачал ьн и ка М и ха й л о в ск о го р ед ута д о вы со к о го п етербур гско го в ел ьм ож и . Н а дру- гом — плем ена индей цев, ж и в ущ и х ещ е п орою в п е щ ер ах . С одн ой сто ро ны , пол и цей ски е чиновники м ал о го и крупн ого м а сш т а б а , б ук в ал ь н о вл ам ы в аю щ и еся в ж и зн ь и д уш и честны х лю д ей , а с д ругой — сын д и кого племени К у з ь м а , о б л а д аю щ и й вы соким чувсто м т ак т а, о ст аю щ и й ся верным чувству д р у ж б ы д о конца св о и х дн ей. К о н тр астн о р аск ры ваю тся все герои п роизведен ия. П и сат ел я не п ерестаю т вп ечатля ть герои с а м о о т вер ж ен ны е, готовы е ради интересов О т чизны , ее б у д у щ е го на лю бы е испы тания. Т а к о в Л ав р ен т и й А лексееви ч З аго ск и н , центральны й п ер со н аж р о м а н а . Т ак овы редактор петерб ур гско го ж у р н а л а , с о х р а н я ю щ ий свое д остои н ств о и гор д ость в сам ы е т яж ел ы е минуты своей ж и зн и , когда го л у бые м ундиры сл уж и т ел ей Т ретьего от д ел ения оп ечаты ваю т его ж у р н а л ; п р о ви н ц и ал ьный свящ ен н и к , не убо явш и й ся сп р ав и ть п а ни хиду по оп ал ьн ом у поэту М и ха и л у Л е р м о н тову, и м ногие други е. Г ер ои ческ ая сам о о тв ер ж ен н ая дея тельн ость, д уш ев н ая сил а так и х лю дей р а з р у ш а ла границы м е ж д у «м и ром культурны м » и «би бл ейским и нравам и и о бы ч ая м и », сбл и ж а л а лю д ей , сто я вш и х на разны х ступ ен ях св о е го разви ти я. П а ф о с книги был созвучен св о ем у времени. Т о л ь к о что зак о н ч и л ась во й н а, всем у м иру стал и известны преступлен ия ф а ш и зм а против человечества. С у ж а са ю щ е й и иничностью о них говорили сам и главари ф аш и стск о й Г ерм ан и и , п о саж ен н ы е теперь на ск а м ью п о д суд и м ы х в Н ю рн б ер ге. Р а з у м еется , со зв у ч и е это в ы р аж ал о сь не в каких- то д е к л а р а ц и я х , не в прям ы х ан ти ф аш и стски х вы ск а зы в ан и я х, в л о ж ен н ы х в уста гер оя, ж и вш его столетие том у н а зад . Д е л о в ином . 1 Впервые ромав был опубликовав * журнале «Сибирские огни* в 1946 году. В последнем издании романа «Юконский ворон» (М. «Советская Россия». 1970) автор датирует работу нал этим произведением даже 194П—1941 годами. 9 Архив Омской области, ф. 1073, оп 1, ед. хр. 373,^л. 125, С а м а вы сокая и гум ан и сти ческая идея- сбл и ж ен и я лю дей , у в аж и тел ьн о е отнош ени е к н р авам и обы чаям их — резко проти восто я л а человеконен ави стн ической расово й теории ф аш и зм а . Заго ск и н у б е ж д ает ся при к аж д о й встрече с и ндей цам и , что «в си х д и к а р я х явствен на н атур а ч ел овеческ ая», они «сл агаю т песни и со зд аю т х у д о ж е с т в а » , поют о сл ав е п редко в. « Н е так ли сл а га л а сь « И л и а д а » ,— н еож и д ан н о м ел ькн ул а мы сль у п утеш ествен н и ка1. В ы со к о е чувств о ответственности перед Р о д и н о й , перед лю дьм и этих по луд и ки х племен свой ственн о п ер в о п р о хо д ц у З аго ск и н у . И н дей цы при встрече с русски м человеком д о л ж н ы п о чувство вать в нем д о б р о ж е л а т е л я , т о в ар и щ а, д р у га — так о во н езы бл ем ое пр ави л о п утеш еств ен н и ка. П о т о м , когд а З а госкин р аб о тает у письм енного сто ла над своей книгой, его о хваты ваю т творческие м у ки, св язан н ы е все с тем ж е гум ан и сти чески м принципом — гл уб ок ого у в аж ен и я к человек у: « К а к передать на б у м а ге карти ну с е верного си я н и я, серебряны й гро хо т в о д о п ад а , к р уж ен и е р ад у ж н ы х птиц н ад р аск ры в ш им ися ц ветам и ? К а к п о казать д у ш у индейца К у зь м ы , р асск а зат ь о п о д ви гах д е в у ш ки-тойона К е-л и -л ы н ?»2 П р о б л ем а р усско го нац и он ал ьн ого х а р а к тер а — д р у гая н аи бол ее в а ж н а я про бл ем а и стори ческого р о м ан а С . М а р к о в а . Н а д о ли говорить, что и этой своей гранью книга бы ла о б р ащ ен а к соврем енн ости ? Ж и в у т и раб отаю т герои «Ю к о н ск о го ворон а» в гл у х у ю эп о ху ни колаевской р еак ции. З аго ск и н , лиш енны й всех зван и й , п р а в и привилегий хо р ош о ощ у щ ае т хо л о д тех врем ен. Н о чувств ует он себя ещ е и н асл ед ником д ел а Р а д и щ е в а . В стр ан ств и я х свои х З аго ск и н ч асто идет по неосты вш им сл ед ам д ек аб р и ст о в , п ам я ть о которы х для него с в я щ ен н а. Н е сл у ч ай н о его суд ь б у сер ж ан т Л ево н ти й счи тает с х о ж е й с суд ьб ой д ек аб р и стов,— и дар и т ем у перстень, вы кованны й некогда из к ан д ал ьн ого ж ел еза сам и м Б е с т уж ев ы м . Ж и зн ен н ую си л у, стойкость и веру в б у д у щ ее своего н ар о д а при даю т З аго ск и н у и безы м янны й редактор п етербур гско го ж у р н а л а, глубоко убеж ден ны й в «п рим ечательны х св о й ств ах русско й н атуры », и м у ж е ст венная и н ди ан ка, возлю бленная п утеш ественника К е-л и -лы н , и преданн ейш ий д р уг Заго ск и н а индеец К у з ь м а , и эко н ом ка Т а и сия И в а н о в н а , не утр ат и вш ая вы соких чело- ческих качеств, н есм отря на п ереж и ты е невзгоды , и ты сячи др уги х зн аком ы х и н езн акомы х З аго ск и н у лю дей , ж и в ущ и х в д ебрях р о сси й ски х, где «зреет зерн о б у д у щ его века». Н а х о д и т пи сатель точны е х у д о ж е ст венны е ср ед ств а для вы р аж ен и я этой неистребим ой веры своего героя в б у д у щ е е р усско го н ар о д а: «Б л аго сл овен ны просторы О т чизны , зан есен ной сн егам и ! — ведет свои за- * С . М а р к о в . Юконский ворон. М., 1970. стр. 58. 3 Там же. стр. 88.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2