Сибирские огни № 03 - 1972

тради ци й , творческого и худ о ж еств е н н о я р к о го воплощ ени я тради ци й устн о го н а р одн ого т в ор чества, осмы слен ия м н оговековой истории Р о сси и . Н аск о л ь к о это было в а ж н о — сви детельств ую т м ногие ф акты и д ок ум ен ты военны х лет. В о т лиш ь один из н и х. А . Ф а д е е в , прочитав бр ош ю р у о т вор честве А . П . Ч е х о в а , п и сал ее ав тор у 16 сент яб ря 1942 го д а : «К о н еч н о, в таком виде ее н е стои т и зд ав а ть . К обы чной, годной для вся к о го врем ени хар актер и сти ке Ч е х о в а — Вы п ри стеги ваете несколько ан ти ф аш и стск и х вы сказы вани й и проводите со м н и тельны е п ар ал л ел и м еж д у чеховским и о б р а за м и , вр о д е ун т ер а П р и ш и беев а, и о б р а зам и ф аш и ст о в . К р о м е того, нельзя стр о ить зн ачи тел ьн ую часть статьи о Ч ех о в е сей ч ас н а том , что он не видел и стори ческ ого героя ни в одн ом из кл ассо в со в р ем ен ного ем у р усско го о бщ ества. С ей ч ас гор а зд о в а ж н е е бы ло бы н апи сать б р ош ю р у, в которой Ч е х о в п р ед стал бы перед нами как русски й национ ал ьны й пи сатель, с его л ю б о в ью к Р о сси и , к р усск о м у человеку, к р усско й п ри роде. И проти вопоставить его ф аш и зм у н ад о бы не по ф орм альн ом у с о п о ст ав л ен и ю о б р азо в , а по его глубокой гум ан и сти ческо й сущ н о сти »1. Н есом н ен ны й интерес в этом отнош ении п р ед ст ав л яю т произведен ия, к а са в ш и е с я истории С и б и р и : очерки С . К о ж е в н и к о в а « Г о р о д на О б и » , «С и би р ская ст р а ни ца в би о гр аф и и А . П . Ч е х о в а » , р ассказ А . М и сю р е в а « Д е д о в а саб л я » , роман С . М а р к о в а «Ю к о н ск и й ворон», «П о в есть о Т о б о л ьск о м в о евод стве» Л . М арты н о в а. В с е эти произведен ия появились на по сл едн ем этап е войны , в 1944— 45 го д ах. А в т о р ы и х, об огащ ен ны е опы том военных л е т , в различн ой м ан ер е, с различной силой т ал а н т а п р и б л и ж ал и к дню сегод н яш нем у и стори ческое прош лое С и би р и , утверж д а я мы сль о том , что подлинным н асл ед ником всех м атери альны х и д ухо в н ы х б о гатств С и б и р и яв ляется советский народ. В р аботе С . К о ж е в н и к о в а о Ч ех о в е п ер ед чи тателем п р ед стает во весь рост великий русски й пи сатель, увидевш ий на н ео б о зр и м ы х п р о ст о р ах Си би ри и Д а л ь н е го В о ст о к а не только лю дей угнетенных и т ер заем ы х сам о д е р ж а в и е м , но ещ е и л ю дей « д о б р ы х и л а ск о в ы х » , полны х сил и веры в б у д у щ е е . Н а берегу «величавой и прекр асн ой » р еки-богаты ря Е н и сея А . П . Ч е х о в прон и цательн о зам етил: « К а к а я п о л н а я , у м н а я и см ел ая ж и знь осветит со врем енем эти б ер ега!»1 2. И м ен н о в этом п а ф о с статьи С . К о ж е в н и к о в а , им енно потом у статья эта вписы в-алась в ли тературны й п ро цесс в о ен ны х лет. Д р у г о й очерк С . К о ж е в н и к о в а « Г о р о д на О б и » п о св ящ ен истории Н о в о си б и р ск а, его возни кн овению и развитию . П и сат ел ь ум еет ' А. Ф а д е е в . Письма. 1916—1956. М., 1967, стр. 172. 2 А. П. Ч е х о в . Собр. соч. М ., 1950, т. 11. стр. 302. сд ел ать историю гор од а ж и в о й , точно и поэтично вы пи сы вает обр азы героев о ч ер к а. В т ак и х потом ственны х сем ь я х сиби- ряков-н о воси би рцев, к ак П о кры ш ки н ы , с а м а история го р о д а . Д а и только ли го р о д а ? « С ем ь я строи телей , когд а з а к л а д ы в а лись ф ун дам енты го р о д а ,— пиш ет С . К о ж е в ников в оч ерке,— сем ья сл есар ей , когда гор од стал м аш ин острои тельны м центром С и б и р и , ст а л а сем ьей летчи ков, когд а го род н адел на себ я военную ш инель. В с у д ь бе сем ьи П о кры ш ки н ы х о тр ази л ась, как в сам о й яркой к ап л е, суд ь б а н аш его м о л о д о го го р о д а » 1. О ч ер к С . К о ж е в н и к о в а отли чается к о м позиционной строй н о стью , обязательностью к аж д о й детал и и к а ж д о го о б р аза . М а териал истории пом огает яснее увидеть день сегодняш ни й. З д есь и п рош лое и настоящ ее и скусн о объединены , В свое врем я Л . С ей ф ул л и н а пи сал а: «Г л ав н о е достои нство очерка « Г о р о д на О б и » в том, что пи сатель-ком м ун и ст С а в в а К о ж е в н и ков сум ел п о казать в нем с больш ой х у д о ж ественн ой силой то нем еркнущ ее п л ам я ж и зн и , которое з а ж г л а в Си би ри партия Л ен и н а. Заклю чи тел ьны е страницы очерка о соврем енн ой ж и зн и Н о в о си б и рск а чи таю тся к ак в о л н ую щ ая п о эм а в прозе. Э ти страницы просты , зд есь нет пыш ны х м етаф ор и воскли цани й. Н о они за р а ж а ю т внутренним огнем пи сательского волнения, ж ивым чувством наш ей соврем енн ости »2. Х у д о ж е ст в е н н а я проза Си би р и не всегда д о сти гал а того уровн я осозн ан н ого истор и зм а, который был свойственен очерку. А . М и сю р ев строит повествовани е в р ассказе « Д е д о в а саб л я » в р усско м с к а зочно-бы линном стиле, стрем ясь к р аск ры тию р усско го национ ал ьного хар ак т е р а. Е го герой к азак А н т о х а Л и н ев н апом ин ает р у сско го богаты р я, который ср а ж а е т ся за св о бод у С и б и р и , ум ело преодол евает всяческие рогатки нем цев-чи новни ков. М н о го по д ви гов на счету Л и н е в а , но с особы м ж ел ан и ем он идет на п о м ощ ь своим соотечественни кам , по п авш им в б ед у . Т ак он о св о б о ж д а е т м о хн ато го к ол од н и ка, который после гибели Л и н е в а стал п р о д олж ател ем дел а своего о сво бо ди теля . Щ е д р о и спользует автор ф ольклорны е ср ед ств а. П р е ж д е всего, это проявляется в сказово й м анере по веств ован и я, в при страсти и к гиперболи ческим , а порою и сказочны м , волш ебны м об р азам и м оти вам . В м есте с этим , пи сатель н азы вает м н ож ест в о д ат , подли нны х и стори ческих собы тий, стрем ясь тем самы м подчеркнуть подли нн ость по веств ован и я. И н ад о с к а зать, что такое ср ащ ен и е, казал о сь бы , н есовм естим ого — уд ается автору. О д н а к о лубочн ость главны х героев, по дчеркн уто сти ли зованн ое ав торское п овествован и е п ри даю т произведению н а р о читость, а герою — к ачества б ал а гу р а и б о д р я ч к а, что м еш ает достичь той точности в 1 «Сибирские огни», 1944, № 4, стр. ПО. 2 Л. С е й ф у л л и н а . Собр. соч. М., 1969, т. 4, стр. 339.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2