Сибирские огни № 03 - 1972

чественной войны , особен но на за в е р ш а ю щ ем ее этап е? О б ъ я сн ен и я это м у сл ед у ет и скать в зам етном росте н аци он ал ьн ого с а м о со зн а ния н а р о д а , вы ход и вш его победителем из величайш ей битвы , к ак и х не зн ал а и стория, в стрем лен ии советски х писателей о см ы слить роль и назначен ие н ар о д а-п о бед и тел я , раскры ть эту роль в историческом аспекте, в стрем лении по казать сам о бы тн ость н ац и о н ал ьн ы х к ач ест в , богатство револю ци онно -о сво бод и тел ьны х тради ци й , н аш едш и х св о е п р о д олж ен и е и развитие в сего д н я ш нем герои ческом дн е. Т ак и м о б р азо м , у в л ечение историей не озн ач ал о п о гр уж ен и я в нее. И сто р и я и ссл ед о в ал ась в интересах б о лее гл уб о к о го освоени я соврем енн ости . Т р у д н о у д е р ж а т ь ся от больш ой вы писки из недавн ей работы эстети ка В . Н о в и к о в а : « О со б о е значение историзм имеет в осмы слен ии и и зображ ен и и соврем енн ости . О н ди ктует х у д о ж н и к у не только особы й п о д х о д к явлению (отделить в нем гл ав ное о т второстепенного, вечное от с к о р о п р е х о д я щ е г о — в свете исторической за к о ном ерн ости , п р ед угад ы в ая х о д и стори и ), но и сп особы типизации (раскры ть х а р а к терное во всем своеобрази и его реальности, в котором пер еп л етаю тся , н ахо д я т прелом ленй е пр ош л ое, н асто ящ ее и б у д у щ е е ). П р е д у га д ы в ан и е истории х уд о ж н и к о м рож дает св ою кон ц еп туал ьн ость, приводит к откры ти ям , созд ан и ю н овы х х ар ак т е р о в , типов, овеян ны х ды хан и ем истории. Т о гд а историческая точность в , описании собы тий, обстоятельств ж и зн и (кон кретн ая историчность) и х у д о ж ест в е н н ая концеп туал ьность произведения взаим о д ей ствую т, н ахо д я т свои ф ормы взаим опрон икновен ия, д и ал ек тического соответств и я. С о зд а ю т ся новы е и дейно-эстетические ценности, д аю щ и е п редставлен и е о поступательн ом хо д е истории. В ни х п ро являю тся н оваторски е откры тия и ск у сст в а » 1* 8. В так о м пл ане р азв и вал о сь и творчество п и сателей -си би ряков период а В ели ко й О т е чественной войны . О со бен н о р асп р остр ан ен ным и в те годы были произведения о собы ти я х револю ции и гр а ж д ан ск о й войны . М н о ги е произведен ия строи ли сь как бы в д в у х п л а н а х , в них почти с оди наковы м п р авом гр а ж д а н ст в а вы ступали собы тия п р ош л ого и собы ти я сегодн яш н его д н я . Т ак о вы р ассказы 1942 год а « С ем ь я » К . У р - м ан о в а и « П а п а х а » Г . К ож ев и н о й . С п роизведений такого р о д а , по сут и , и н ачи н ал о сь освоени е истории в военны е годы . Г ер ой р а сск а за К . У р м ан о в а старик Ш у м е й к о в годы револю ции и г р а ж д а н ской войны отстаи вал р одн ую У к р аи н у от к ай зер овск ой Гер м ан и и . П о то м ж изненны е пути нривели сем ью Ш ум е й к о в С и б и р ь, ко то р ая ст а л а ей родным д о м о м . В годы ф а ш и стского н аш естви я военные тропы сыновей Ш ум е й к о оп ять п роходи л и через У к раи н у и те м еста, где некогда воевал отец. «Т олько 1 В. Н о в и к о в . Художественная правда и диалектика творчества. М ., «Советский писатель», 1971, стр. 97. вы теперь не узн ал и бы своего се л а ,— пиш ут сы н овья отц у в С и б и р ь .— Р азор и л и и р азграби л и ф аш и сты д о ч и ста. Ц ел ы е су т ки они хозяй н и чали в сел е. К вечеру наш а т ан к о в ая колон на получил а приказ выбить немцев и д в и н у л ась прям иком по И в а н о в ской д о р о ге. М ы с П а в л о м , к ак лю д и , зн ающ ие м естность, по при казу к ом ан д и ра повели свою м аш ин у через С и н ю ю б ал к у , где к о гд а-т о вы скры вал и сь и били немцев в во сем н ад ц ато м г о д у » 1. Г о д ы гр а ж д ан ск о й войны и годы В ел и кой О течественн ой войны , таким об р азо м , вы рисовы вали сь в одн ом героическом д у х е . Д е т и , защ и щ а я свою О т ч и зн у , п ро долж али д ел а св о и х отц ов, зав о ев авш и х в годы револю ции св о б о д у и н езави сим ость. К о гд а д л я ал ь м ан ах а «А н га р а » в 1970 год у гото ви лась по д бор ка из оп убли кован н ого в годы войны на стр ан и ц ах « Н о в о й С и б и р и », то в число трех отобран ны х произведений вклю чили и р асск а з Г . К ож еви н о й . Р а с с к а з этот п о д куп ает своей ли ричностью и зад уш евн о стью . Н еск о л ь к и х ст р а ничек о к аза л о сь д остаточн о, чтобы р а сск а зать о д р у ж н о й сем ье заб ай к ал ь ск о го пар ти зан а. Т еплы е взаим оотнош ени я го сп о д ст в у ют здесь. Л и ш ь один р аз п р о б е ж ал а тень отч уж д ен и я м еж д у отцом и м атерью . И сл учи л ось это из-за старой п а п ах и , которую не хотел ни на что д р уго е см енить отец. М а т ь куп и ла новую н ар яд н ую ш ап к у и с к а з а л а , что со ж гл а п а п а х у : в то утро отец уш ел без ш ап ки в сор ок агр ад усн ы й м ороз. М н о го лет прош ло с тех пор, но, как вел и кая рели квия, хран и тся теперь в дом е пар ти зан ск ая п а п а х а . Т ол ько в суровы е дни войны м ать д о ст ал а ее, чтобы послать воин ам : « И д и , с л у ж и б ел о русск о м у парти зан у , грей, береги от пуль его м о л од ую , к уд р я в ую — так ую ж , как бы ла у о т ц а ,— гол ов у! С ч а ст л и в а я , м ного сл ав ны х дел ты у в и д и ш ь ...»2. Т ак в прям ой связи с героикой р ево лю ции и гр а ж д ан ск о й войны осмы сли вали сь пока что в ли рико-публици стическом плане собы тия В ели кой О течественной войны. В п о сл ед ущ и е годы в сиби рских и здан и ях по явля ли сь и произведен ия, целиком посвящ енны е собы ти ям гр аж д ан ск о й войны. В 1943 году на стр ан и ц ах «С и би р ски х огней» были оп убли кованы главы из повести Б . Е м ел ья н о в а и М . К о сар е в а « О л ек о Д у н ди ч», в « О м ск о м ал ь м ан ахе» — отры вок из ром ан а Ф . Б ерезо вско го «О теч еств о ». Ц е н ность так и х произведений и зм ерял ась не подлинностью и зо б р аж ае м ы х собы тий или героев, а сп особн остью худ о ж ествен н ого проникновения в хар ак теры и собы тия револю ции и гр а ж д ан ск о й войны , ум ением пок азат ь ор ган и ческую свя зь д в у х эп о х. Н ад о ск а зат ь , что авторы так и х произведений редко п родви гал и сь д ал ьш е прямы х п ар ал лелей или внеш них сопоставлен ий . В р е м я требо вал о гл уб ок ого исследова- вания револю ционны х и национ альны х 1 «Огневые дни», 1942, кн. 1. стр, 66, 8 «Ангара», 1970, № 3, стр. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2