Сибирские огни № 03 - 1972

св о д к и С о в и н ф о р м бю р о , проводы д о б р о в о л ь цев на ф рон т, встречи с первым и уч астн и к ам и бо ев , п уск за в о д а , эв ак уи р о в ан н о го с з а п а д а , сл о ж н о сти ведения хо зя й ств а на сел е и в т аеж н о м промы сле — в к а ж д о м из м н о ж еств а эпи зодов ром ана перед чи тателем о ж и в а е т бы т военны х лет С и б и р и . Н о это стрем лен ие пи сателя со всей точностью п о к а зат ь прозу ж и зн и отню дь не сн и ж ает патри оти ч еского и героического звучан и я пр о и звед ен и я, ибо все это о д у хотвор ен о мы слью о стан овлен и и человека, о ф орм и ровани и качеств т р у ж ен и к а и воин а. В этом п л ан е А л е ш а К о р о го в — центральны й п е р со н а ж пр о и звед ен и я. С бол ьш о й лю бо вью и теплотой вы писан о б р аз А л е ш и . Т р ев о гу первы х военны х дней он восп ри н и м ает как оп асн о сть, н ави сш ую н ад его д о м о м , лю би м ы м са д о м , родными и бли зки м и . С гор д остью п р о в о ж ае т он н а ф рон т ста р ш его б р ат а Г о р д е я , себя он видит части цей т ех , кто на п о л ях ср аж ен и й . Т о л ь к о т о гд а б уд е т им еть смы сл его ж и зн ь, к о гд а он см о ж е т уйти на ф рон т. О со бен н о близки А л е ш е сти хи , усл ы ш ан ны е им на з а во д ск о й встрече с п о этам и . П и сат ел ь назы вает п одли нн ое имя этого п о эта: «С ти хи Б о г а т к о в а ,— пиш ет А . К оп телов в р ом ан е,— так зап ал и в сер д ц е А л е ш и , что он много дней и недель и в ц ехе, и на пути на р аб о т у , и в л е су на военны х зан я т и я х, и дом а в к ор отки е минуты о т д ы ха — всю д у про себя п о в то р я л : И спешу я присоединиться К возмужавшим сверстникам моим»'. « В о й н у вела вся ст р а н а » . И это убед и тельн о р аск ры в ает ся в р о м ан е А . К оп тел ова. И н ж е н ер К а з а к о в , п р и ехавш и й в С и би рь дл я п у ск а з а в о д а , не вы ходи т из ц еха. В с у р ово м к р а е , гд е, к ак ем у п р ед ст ав л я л о сь , и «со л о вей без трел и », и «цветы — без ар о м а т а » , он откры вает д л я себя «д уш золоты е р о ссы п и », С и б и р ь «р а ск р ы л ась перед ним, к ак при ветл и вая и р о д н ая сто р о н а»2. К о л х о зн о е поле — тот ж е ф ронт для М а р ф ы И гн ат ь ев н ы , ставш ей председателем к о л х о з а , и д л я ж ен щ и н , р аб о т аю щ и х здесь. Н ел его к их т р у д , но ещ е трудн ее М а р ф е при вози ть ж ен щ и н ам в поле горькие вести о ф рон товы х д е л а х : « Г д е тот гор од , о ста л ь н ую стен у к о то р о го враг разобьет свою п о ган ую б а ш к у ? — м уч ает М а р ф у в о п р о с.— Д у м а л а — В о р о ш и л о в гр а д , Р о ст о в , М а й к о п . А сего д н я у стр аны у ж е не бы ло этих го р о д о в , к ак в п р ош л о м го д у не стал о М и н ск а, К и е в а , Х а р ь к о в а . К о гд а с них будет сб р о ш ен а нем ец кая п етл я? И где будет занесен тот н о ж , которы й р азр еж е т ее?»3. Н е о б хо д и т м олчан ием писатель и тем ны х сто ро н ж и зн и сел а военны х лет. И з б е гая м о би л и зац и и , от л еж и в ается в больнице со верш ен н о здоровы й У сти н У т ем о в . К о л кие у см еш к и ж ен щ и н , скорбны е гл аза м атери, резкие и горькие упреки ж ены в конце кон ц ов п р о б у ж д а ю т совесть в этом человеке. 1 «Сибирские огни*, 1945, № 5, стр. 48. 2 Там же, стр. 69. 2 Там же, стр. 101. Н а горе и н у ж д е честны х лю дей строит* св о е сы тое бл аго п о л уч и е Ч у б и к о в . К липким , и грязны м р ук ам р вач а и ж у л и к а Ф е д о р а Ф ед о р о в и ч а при ли пает н ем ал о колхозного* д о б р а . Д р а м а т и зм п о л ож ен и я М а р ф ы у с у губ л я ется тем , что она вы н у ж д ен а с о г л а си ться на сд ел к у с ж у л и к о м . З а б очку сто ль н еоб хо д и м ого к о л х о зу бензин а прихо д и тся от д ав ат ь стог сен а. Т очно п е р ед ае т пи сатель д уш ев н о е состоян и е честного чел о в ек а, вы н уж д ен н ого идти скользкой д о р ож к о й сделки . «Н о ч ь ю М а р ф а И гн ат ь ев н а в о зв р ащ а л ась д о м о й п р и ти хш ая , но в се ещ е х м у р а я . З а всю д о р о гу не обм о л в и л ась с ш оф еро м ни сл о в о м , только п о казы в ал а рукой — к у д а ехат ь . Н а д у ш е у нее было- препротивн о, сл ов н о он а вела ж ул и к о в в* собственны й д о м . В к узо в е грузов и ка т я ж е л о покачи валась* бо ч к а, грем ели вилы и б ает р ы к»1. П о сл е д н я я , д еся т ая гл ав а переносит дей ствие р о м ан а в арм ию . К а ж д ы й зд е сь ч у в ств ует си л у и п о д д ер ж к у своего т о в ар и щ а. В и д я тся о д н ом у из п ер со н аж ей романа? колонны бой цов к ак «бесконечны й ста л ь ной т ар ан , перед которы м не уст о я т ни надменны е, ни ж ел езны е стены »2. Н а д е ж н а и сильна т ак ая защ и т а. Б у д е т под такой защ и той и вп редь цвести и б л а го ух ат ь с а д К о р о го в ы х , прекрасны й и п о этичный о б р аз к ото рого прони зы вает все- главы р ом ан а о ж и зн и ты л а, вы р астая в* сим вол Р од и ны . Н есм о тр я на некоторы е несомненные* достои н ств а ром ан а А . К о п те л о в а «К о гд а к о в ал ась п о б е д а», он все ж е н е п о дн и м ается д о того худ о ж еств е н н о го у р о в н я , к о т о рый был д ости гн ут пи сателем ещ е в ром ане- середины три дцаты х годов «В ел и к о е к о чевье». Э т о и п о м еш ал о ем у ста ть ск о л ь - ли бо значительны м произведением прозы? периода В ели кой О течественн ой войны . Х ар а к т ер и ст и к а прозы Си би ри периода. В ели ко й О течественн ой войны бы л а бы неполной, если бы не косн уться произведений об и стори ческом п рош лом . П о ч ем у именно в военны е годы зам ет н о 1 уси л и вается интерес ли тературы к и стори ческом у п р ош л о м у? М о ж е т бы ть, писатели ухо д и л и таким о б р азо м от острейш и х п р о б лем соврем ен н ости ? К ри ти ка порою именно* так р асц ен и вал а обр ащ ен и е пи сателя к и стории. Т р уд н о д а ж е представить себ е более- грубое и ош и бочн ое тол к ован и е л и тер ат ур ного про цесса военны х лет. М ы сл и м о ли утверж д ен и е о том , что А . Т ол стой , в д о х новенно работавш и й н ад заверш ен ием р о м ан а «П ет р П е р в ы й », таким о б р азо м у х о д и л от соврем ен н ости ? В о з м о ж н о л и п ред п о л о ж ен и е, что К . Ф еди н , обрати вш и й ся в ту п ор у к и зо б р аж ен и ю предоктябрьской д ей ств и тельности Р о сси и в первой книге своей три логии, пренебрегал соврем енн ой ем у д ей ствительн остью ? А б сур д н о сть т ак и х пр ед п ол о ж ен и й оч еви д н а. Т ак в чем ж е п р и чи н а увлечени я историей в годы В ели ко й О т е -1 2 1 «Сибирские огни», 1945, № 5, стр. 96. 2 Там же, стр. 135.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2