Сибирские огни № 03 - 1972

к о м со м о л а, пи сатель и рабоч и й , пед агог и к о м б ай н ер. З н а к о м ст в о путн и ков — зн ак о м ств о трех поколений. Э ш е л о н при бы вает к м есту н азн ачен и я . С т а н ц и я только что о св о б о ж д ен а от о к к у п ан тов — «кровью ороси ли сь глубоки е сн ега, сто н ам и огласи ли сь м аловиш ерски е л е с ны е п р о ст о р ы ...», «Н епокорны й гор од н а с у п и л ся , ощ ети н и л ся, н али вая сь силой м ест и » 1. В ы д е р ж к и из п ри казов н ем ецкого к о м ан д о в ан и я , из п ротокол ов д о п р о со в пленны х, сведен и я о д ей ств и ях парти зан в этом р ай он е, подли нны е ф акты о героических дей ст- ви ях со в етски х летчиков и, в частн о сти , в о зд уш н о го со к о л а Л и ск о н о ж ен к о , со в е р ш и вш его двойн ой т ар ан , р ассказ о к ры л аты х в е ст н и к а х-л и сто в к а х, сати ри чески х песн я х и ч а ст у ш к а х , бы тов авш и х среди воинов и м и рного насел ен и я , встречи с к о м ан д и р ами и бой цам и С о в етско й А р м и и ,— все это со зд а ет полную и колори тную карти ну ж и зни арм ии и приф ронтовой полосы . И отню дь не д ек л ар ац и ей вы глядит зак лю чи тел ьн ая зап и сь в п утевом блокноте: «М ы , сл о в н о омы ты е грозой , обновленны е, п о м о л о д евш и е... М ы п ородни ли сь, слили свои сер д ц а со стальны м сер д ц ем ф р он та»1 2. У м е ет Г . К у н гу ров и в «Ты л о вы х р а с с к а з а х » подм етить новы е к ачества со в ет ск и х лю д ей , зан яты х своим и обы денным и д ел ам и . Л у ч ш и е р ассказы сбо рн и ка — « П е т р ов и ч », «Л ав р ен т и й И в а н о в и ч » , «Д еви чи й бр и гад и р », «Т я т я » и други е — д аю т нам ясн о е пред став л ен и е о патри отизм е советск о го ч ел о в ека, гл уб ок о осо зн авш его в т р у д ны е военны е дни м еру в аж н о ст и своего т р у д а. Н и к о го за св ою ж и знь не уд и вл ял сел ь ский кузн ец (р а сск аз «П е т р о в и ч » ), сам ж е он не у ст а в а л в о схи щ ат ь ся больш им и д е л ам и св о и х одн осел ьч ан . Н о и в его ст о р о ну ж и зн ь нако н ец -то по вер н ул а: вм есте со свои м товар ищ ем П етров и ч доби л ся столь вы сокой вы работки , что с удивл ени ем и в о схищ ен и ем заговори л и о нем , м астере с в о его д ел а. С к у п , но точен пи сатель в отборе д ет алей , д о н о ся щ и х д о нас особен ности ж изни ты ла военны х лет. Л ав р ен т и ем И в ан ови чем зо в ут в бр и гад е еди нствен ного о д и н н ад ц атилетн его м у ж ч и н у (р а сск аз «Л аврен ти й И в а н о в и ч » ), О н и зан ятие имеет вп олне в зр о сл ое — в о д о в о з, он — единственный п о сл е у х о д а парней в арм ию гарм он ист на сел е. Л ав р ен т и й И в ан о ви ч п о -в зр о сл о м у хм ур и л б рови , во всем старательн о п о д ч ер к и вал св о е м у ж ск о е достои н ств о. Н о вы д а в а л а его «в ер хн я я , капри зная — со в сем - со в сем д ет ск а я г у б а » 3, д а о со б ая п р и в я зан ность к первой бригаде, где н еп од ал ек у го р о хо в о е п о ле, и горох там прям о-таки с а - ' Г . К у н г у р о в . С подарками на фронт. Путевой блокнот. Иркутск, 1942, стр. 17 и 20. г Г. К у н г у р о в . С подарками на фронт, Иркутск, 1942, стр. 104. Э Г. К у н г у р о в . С подарками на фронт, Иркутск, 1942, стр. 25. хар ны й , речка бли зко, к уп ать ся м о ж н о , и ельцы л о в я т ся . В сур овы е военны е годы чи тателю был особен но близок зад уш евны й го л о с п и сат ел я . П р о ти в гром кой риторики А . С у р к о в п р е д уп р е ж д ал некоторы х поэтов ещ е в с а м ом н ачал е войны . « Н а во й н е,— говори л он ,— не н ад о пы таться перекричать п уш ки . П у ш к и не перекричать просты м человеческим го л осом —■ лопнут голосовы е св я зк и , и тебя никто не у сл ы ш и т »1. Д у м а е т с я , что утв ер ж д ен и е это вп олн е прим еним о и к прозе. Н е т , не затер я л ся обы чный человеческий голос п о в еств о в ател я в «Ты л о вы х р а сск а з а х » Г . К у н гу р о в а . И д ет ли речь о сбо р е вещ ей д л я ф рон та (р а сск аз « П р о ф е с с о р » ), ли бо о боязни сы на и отца не быть доп ущ енны м и до во ен ны х занятий (р а сск аз « П ет я Д о р о х о в » ), или о мечте ста р ух и научиться грам оте, чтобы сам о й читать пи сьм а с ф рон та (р а сск аз «Д ер ев ян н ы б у к в а р и » ),— ав то р ск о е по вествован ие пронизы вает столь ж е л егк ая и д о б р ая у л ы б к а, п р и д ав ая р асск а зам Г , К у н гур ова к ак ую -то о со б ую тепл оту и з а д у ш евность. Е д и н ств о ф рон та и ты л а, н е р аст о р ж и мость зем ли советско й , б р ат ск ая п о м ощ ь о б л а ст я м , п о ст р ад авш и м от ги тлеровского н аш естви я ,— тема м ногих произведений, п ояв и вш и хся на стр ан и ц ах си би рски х и зд а ний военны х лет. С лирической теплотой и зад уш евн о стью мы сль эта по луч ает сво е обр азн ое воплощ ени е в р а сск а за х А . А л е к сан д р о в а « З е м л я » (1942), Н . Е м елья н ов ой « П р а в о на тр у д » (1942), Г . М а р к о в а « С м о ленский гость» (1943), С . С а р т а к о в а « Д е й ка Х у д о н о го в а » (1944). Л и ш ь кисет родной зем ли усп ел взять с собой д ед А р х и п , у х о д я из деревни , в к о торой п р о ж и л всю ж и знь (р а сск а з « З е м л я » ), П о д а л ся в С и б и р ь к сы ну. И хоть к аж д ы й из беж ен цев ш ел со свои м горем — ником у не к а ж е т ся странны м , что стари к несет свою зем лю в неведомы е, д ал ек и е к рая. Л ю д и брали ее щ еп откам и , р азгл я д ы вали и б ер еж н о в о звр ащ ал и стар и ку. И вот А р х и п в С и би р и . Н а ф ронт сына проводи л. Н аст у п и л о врем я п о сев а, а тоска по родной зем ле так и не отп ускает с т а ри ка. «А р х и п накл они лся н ад первы м п л а стом и ковы рнул его палкой. — П и т ател ь н ая , соков вдо воль им еет.— О н д о ст ал кисет с су х о й ж ер д о в ск о й зем лей, вы сы п ав ее на л ад о н ь, см еш а л с в л а ж ной сиби рской . — Теп ерь породни ли сь, сестрам и стал и »2. Е сл и в р асск а зе А А л е к сан д р о в а прео б л а д ает ром ан ти ч еская сти л ев ая м а н ер а , то в д р у ги х р а сск а з а х авторы стрем ил ись к больш ей пси хологической объ ем н ости , с особой бер еж н остью относились к точным реалистическим о п и сан и я м . Т а к , в р а сск а зе П . И о ф ф е «В иш невы й бостон» мы узн аем по оп и сан и я м О м ск , предприяти е, где н аходи т сво е м есто эвак уи р о в ан н ая Б а с я 1 А. С у р к о в . Собр. соч. в четырех томах, М., 1966, стр. 197. 2 «Ангара», 1970, № 3, стр. 36.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2