Сибирские огни № 03 - 1972
ств и тел ьн ость м еш ал а сь с поэти ческим вы м ы сл о м » '. О р ган и ч еск и в х о д я т в статью и звлечения из сочинений А в в а к у м а , Н и к о л ая С п а ф а р и я , из летописей и д р у ги х истори ческ и х д о к у м ен то в . Т ал ан т л и в о и сп ользо вал д о к у м ен тал ь н ы е м атери алы Л . М ар т ы н о в в п р едвоен ны е годы в св о и х и стори ческих п о э м а х . Т еп ер ь они н ахо д и л и св о е м есто в х у д о ж е ст в е н н о й п убли ци сти ке п о эта. С и стори ческим м атер и ал о м гарм он и рует ск а зо ч н ы й , волш ебны й элем ен т, которы й , в св о ю о ч ер ед ь, легко и н еп р и н уж д ен н о перем е ж а е т ся с реальны м и ф ак там и ж и зн и ф р о н та и ты л а. « П о г и б в б о я х с ф а ш и ст а ми сл ав ны й тю кали н ски й ком бай н ер И в а н Г р и д н е в ,— со о б щ а е т Л . М а р т ы н о в ,— но с зам еч ател ьны м и ск усств о м повел а вм есто него п о п о л я м Т ю к ал ы свой ком бай н А н н а Ф ед о р о в н а К и рю ш и н а — д еп утат В е р х о в н о го С о в е т а С С С Р , бригади р тю ка- л и н ской трактор н ой ж ен ск о й б ри гады . С д ев я т н ад ц а т и гектаро в у б и р ал за ден ь пш ени цу к о м б ай н А н ны Ф ед о р о в н ы . Д в е с п о л о ви н ой н ормы в ден ь вы п о лн я ла о н а. Н е зо л о т ы е ли эт о р у к и ? ..» 1 2 « Д е я н и я р ук зо л о т ы х , р ук ж енщ и н Л у к о м о р ь я , н еи счи сли м ы . Э т о они д о я т кор ов, чтобы д а т ь стр а н е я н тар н ое м а сл о . Р у к и эти, теплы е и н е ж н ы е, приняли ты сячи и ты сячи д етей эв а к у и р о в а н н ы х , к о то ры х войн а л и ш и л а к р о в а , о ст о р о ж н о пер евязы вал и раны в о и н ам . Н о руки эти м о гут и о р у ж и е дер- ж а т щ води ть ком бай ны и ав том оби л и , у п р а в л я т ь ст а н к ам и »3. С и л а по эти ческого о б р а за Л у к о м о р ь я — в еди н стве и нерасчленен ности его, в гл у б о к о й н ац и он ал ьн ой сам о бы тн о сти . В оины и т р у ж ен и к и ты л а н ахо д и л и в нем истори- чески -кон кретны е прим еты своей Р о д и н ы . Ж и в е т и б у д е т ж и т ь в в е к ах великое Л у к о м о рье, кор н я м и свои м и у ш ед ш ее в гл уб о к ую д р ев н о ст ь , во м н ого р аз п р и ум н ож и вш ее б о гат ы р ск и е силы св о и ,— т ак о в логический и х у д о ж ест в е н н ы й итог п роизведен ия Л е о н и д а М а р т ы н о в а ... Ш и р о к о е р асп р о стр ан ен и е в сиби рской п р ессе п о л уч и л и д о к ум ен тал ьны е очерки о р ат н ы х п о д в и га х си б и ря ко в на ф рон те. В а л ь м а н а х е «С о в е т ск о е П р и м о р ь е» (1944) п у б л и к о в ал и сь «ф р он то вы е зар и совк и » под о бщ и м заго л о в к о м «П р и м о р ц ы на ф р о н тах О теч еств ен н о й войны »; в « Н о в о й С и би ри » (1 9 4 2 )— «ф р он то вы е очерки» Р . П ер есв е- т о в а ; в « С и б и р ск и х о гн я х» (1 9 4 4 )— « З а пи ски ф р о н то в и к а» И в а н а Т и тк о в а; в « О м ско м а л ь м а н а х е » — очерки Т . Т аю р ск о го « С о л д а т с к а я с л а в а » , И . О гр ы зко « Н а р о ды С е в е р а в О теч ествен н ой войне» и д р у ги е. . Ч а щ е всего очерки имели п о м етку: « Д е й с т в у ю щ а я а р м и я » . Н и одн о и здан ие не о б х о д и л о сь б ез т ак и х д о к ум ен тал ьны х м атер и а л о в . К а к в о з д у х , н у ж н ы были таки е очерки си б и р я к а м . П р о и зв ед ен и я эти несли 'Л . М а р т ы н о в . Вперед, за наше Лукоморье! Омск, 1942, стр. 3. 2 Там же, Стр. 18. 5 Там же, стр. 19. в гл убоки й ты л п р ед став л ен и я о со в р ем ен ной войн е, о ж ест о к о ст и и бесчел овеч н ости в р ага. Д а л е к о не всегд а эти очерки о т л и ч али сь вы соким и х у д о ж еств е н н ы м и 'к а ч е ст вам и , но они вн осили ощ ущ ен и е н еп о ср ед ственн ости , ж и в о сти воейны х вп ечатлени й; н еп р ехо д ящ е, н ако н ец , и х зн ачени е к ак чел о веч еск и х д о к у м ен то в . В ер н о в св о е врем я отм етил П . П а в л е н к о : «М ы д о л го не р а с стан ем ся с тем и сухи м и и торопливы м и з а писям и собы ти й , которы е остави т н ам пр есса военны х д н ей , н а х о д я в них ост р ую п р ав д у н епосредствен ны х впечатлени й и скры ты й 1 ж а р боев ого в д о хн о в ен и я , целительны й и м ощ н ы й »1. О со б о е м есто в р я д у т ак и х «за п и се й * зан и м аю т д окум ен тал ьны е очерки об у ж а с а х ф аш и стск о го плена Н . М е й са к а «Ш е с т ь д есят д в а д н я », Н . К у д р я в ц е в а « И з ф а ш и стского п л ен а», Н . В и ги л я н ск о го « В п л е н у » . У ж а с н ы м п р ед став л я ется герою Н . В и ги л я н ско го мир ф аш и зм а ещ е д о войны , к о гд а в га зе т а х п о явл я л и сь порою сним ки к о ст ров из к н и г, клеток с про ф сою зны м и д ея тел ям и . Н о ни в к ак о е ср авн ен и е все это не м о гло идти с тем , что п р иш лось ем у переж и ть в л агер е д л я военн опленны х о к о л о М и н ск а , гд е см ерть и и зд евател ьства стал и бы том , к аж д о д н ев н ы м , ритм ичным , с п о со б ным перечеркнуть не только веру в чел о в ек а, но и ж ел ан и е ж и ть . Т р у д н о , необы чай но труд н о исполн ить герою н аказ м атери : «Ч т о бы ни сл уч и л о сь, не о зл о б л я й ся , не теряй веры в ч е л о в е к а !..» 2 Ш к о л у ненависти к о к к уп ан т ам к л асс за к л ассо м п р о хо д я т герои Н . К у д р я в ц е в а , о к аза вш и еся в ф аш и стск о м плену. Ч то бы п ер еж и ть так о е, зам еч ает ав то р , « н у ж н а ст о й кость». Д л я этого н у ж н а сто й кость т а е ж н ы х д ер ев ьев , которы е н еутом и м о тя н у тся к со л н ц у, о б х о д я все пр егр ады . М ы д о л ж н ы стать таким и д ер евья м и »3. П у б л и ст и ч еск о е н а ч ал о , к ак ви ди м , и в эти х п р о и звед ен и ях зан и м ает оп редел ен н ое м есто. И все-таки авторы эти х очерков необы чай н о сд ер ж ан н ы в п р я м ы х п р о я в л ен и я х св о и х эм оци й . О с о б у ю , лирически в зв о л н о в ан н ую то н ал ьн о сть при дает им п о в еств о вани е от пер вого л и ц а. У ж а с а ю щ а я сила ф ак то в т а к о в а , что она са м а по себ е сп о со б н а потрясти ч ел о в ека, если бы д а ж е автор в п ал в сам ы й су х о й сти ль и зл ож ен и я . Д л я ав тор о в эти х оч ер ко в-д окум ен то в в а ж н е е всего бы ло всем и во зм ож н ы м и ср ед ств ам и п о дчеркн уть по дли н н ость, точн ость всего того, о чем они р асск а зы в ал и . О т с ю д а — п р я м ое ук а зан и е м еста дей ств и я; стр оги е хр он о л оги ч ески е рам ки оп р ед ел ял и сь н ер ед ко у ж е в сам о м загл а в и и , вво д и л и сь п ря м ы е об р ащ ен и я к т о в ар и щ ам , с которы м и вм есте прош ли все круги ад а ф аш и стской н евол и . О ч ер к и эти, как п р ави л о, строи ли сь по зак о н ам сю ж ет н о го п о веств о ван и я , чем з а метно отли чал ись от публи ци сти ки и во м н огом п р и б л и ж ал и сь к х у д о ж еств ен н о й 1 П. П а в л е н к о . Собр. соч., т. 6. М., 1955, стр. 481. 2 «Омский альманах», 1944, кн. 4, стр. 38, 3 «Сибирские огни», 1943, № 3, стр. 21,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2